Дело № 72-1172/2021
УИД: 66RS0012-01-2021-001535-78
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2021 года жалобу защитника ФИО1 – Сосновского В.С. на постановление начальника МИФНС России № 22 по Свердловской области от 26 апреля 2021 года №66122111600026000003, решение Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 24 мая 2021 года № 709/21 и решение судьи Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 12 августа 2021 года № 12-1303/2021, жалобу начальника МИФНС России № 22 по Свердловской области К и протест транспортного прокурора Свердловской области Панферова А.С. на решение судьи Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 12 августа 2021 года № 12-1303/2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 22704780 рублей за нарушение требований валютного законодательства.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением заместителя руководителя УФНС России по Свердловской области от 24 мая 2021 года оставлено без изменения.
По результатам рассмотрения жалобы постановление должностного лица ФНС и решение вышестоящего должностного лица ФНС решением судьи районного суда изменено, размер назначенного наказания снижен до 11352390 рублей, в остальной части состоявшиеся акты оставлены без изменения.
В жалобе и в дополнениях в ней защитник ФИО1 – Сосновский В.С. просит отменить состоявшиеся по делу решения, производство по делу прекратить за малозначительностью вменяемого правонарушения, одновременно с этим указывая на отсутствие в действиях ФИО1 вины и, как следствие, отсутствие состава вменяемого правонарушения.
Начальник МИФНС России № 22 по Свердловской области К в жалобе просит об отмене решения судьи и направлении дела на новое рассмотрение, считает снижение назначенного наказания незаконным.
Транспортный прокурор Свердловской области Панферов А.С. в протесте ставит вопрос об отмене решения судьи и направлении дела на новое рассмотрение, указывая на то, что судьей неверно применены нормы закона относительно изъятых денежных средств.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения ФИО1 и его защитников Сосновского В.С. и Шиловой А.А., поддержавших доводы своих жалоб и протеста прокурора, возражавших против удовлетворения жалобы должностного лица МИФНС, вынесшего постановление о назначении наказания, К, поддержавшего свою жалобу и возражавшего против удовлетворения доводов жалобы защитника ФИО1 и протеста прокурора, помощника транспортного прокурора Свердловской области Калишевича И.В., поддержавшего доводы протеста и возражавшего против удовлетворения жалобы защитника ФИО1, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене.
Часть 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ).
В соответствии с п.п. «а, б, в» п. 6 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях». Физические лица, не указанные в названном пункте Федерального закона, являются нерезидентами.
При этом п.п. «а, б» п. 9 ст. 1 настоящего Федерального закона установлено, что к валютным операциям относятся, в числе прочих: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены в обход счетов в уполномоченных банках, а также счета (вклады) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон в статье 2, в том числе, определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Одновременно с этим ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ устанавливаются права и обязанности резидентов при осуществлении ими валютных операций, в числе которых указано, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ). Этой же нормой дан перечень исключений из нее – случаев, когда физические лица-резиденты могут осуществлять валютные операции без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Данный перечень является закрытым (исчерпывающим), расширенному толкованию не подлежит. При этом в указанный перечень получение наличных денежных средств по договору займа физическим лицом-резидентом не входит.
Как следует из материалов дела, 15 апреля 2021 года ФИО1 (резидент) по договору займа от Компании B.I.G. Gable Convering FZC, Ajman Free Zone (Объединенные Арабские Эмираты) (нерезидент) получены денежные средства в наличной иностранной валюте в сумме 300000 долларов США, то есть в нарушение ч. 3 ст. 14 Федерального Закона №173-ФЗ осуществлена валютная операция с нерезидентом, расчеты по которой произведены в наличной форме, минуя счета в уполномоченных банках, что было установлено 20 апреля 2021 года по прибытию ФИО1 на территорию Российской Федерации из Объединенных Арабских Эмиратов.
По факту выявленного нарушения должностным лицом ИФНС составлен протокол об административном правонарушении (т. 1 л.д. 36-38, т. 2 л.д. 115-117), вынесено постановление о назначении наказания (т. 1 л.д. 9-14, т. 2 л.д. 102-107), которое оставлено без изменения решением вышестоящего должностного лица.
Указанные постановление о назначении административного наказания и решение вышестоящего должностного лица обжалованы ФИО1 в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Обжалуемое постановление должностного лица судьей районного суда изменено, назначенное наказание снижено.
Однако состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.
Как следует из жалобы, поданной в районный суд, одновременно с постановлением должностного лица от 26 апреля 2021 года №6612211160002000003 ФИО1 обжаловалось вынесенное вышестоящим должностным лицом решение от 24 мая 2021 года №709/21 и ставился вопрос о его отмене.
Вместе с тем в этой части жалоба судьей районного суда не рассмотрена, законность и обоснованность данного акта не проверены, что не соответствует требованиям статей 24.1, 26.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное нарушение является существенным (фундаментальным), влияющим на исход дела.
Решение судьи районного суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица с нарушением указанных норм, не может быть признано законным.
Подобное разрешение жалоб на состоявшийся по делу об административном правонарушении акт не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда, вынесенное в отношении ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а дело - направлению в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6., п. 3 ч. 2 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 12 августа 2021 года № 12-1303/2021, которым постановление начальника МИФНС России № 22 по Свердловской области от 26 апреля 2021 года №66122111600026000003 изменено в части размера наказания, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга иному судье.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Н.В. Краснова