ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-127/2013 от 21.06.2013 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

СудьяА.О.Поваляева дело№72-127/2013


РЕШЕНИЕ

21июня2013года городЮжно-Сахалинск


Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Салимовой Л.А. на решение судьи Ногликского районного суда от 27 марта 2013 года по делу о привлечении ее к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Ногликского района по пожарному надзору Ю.Н.Ю. от 24 января 2013 года начальник железнодорожной станции <адрес> Салимова Л.А. привлечена к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Указанное постановление Салимова Л.А. обжаловала в суд.

Решением судьи Ногликского районного суда от 27 марта 2013 года обжалуемое постановление изменено, действия Салимовой Л.А., предусмотренные частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переквалифицированы на статью 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключено из постановления указание на нарушение Салимовой Л.А. пункта 6.8.19 СП «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», в остальной части постановление оставлено без изменения.

На решение судьи Салимовой Л.А. принесена жалоба, в которой она просит его отменить, поскольку в ее обязанности, как начальника железнодорожной станции, не входит исполнение указанных инспектором требований пожарной безопасности, эти требования должны исполняться балансодержателем станции <данные изъяты> в соответствии с Порядком взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий в которых расположено оборудование СЦБ, связи, управления тяговым и нетяговым электроснабжением, контроля состояния подвижного состава, а также персонала, обеспечивающего управление движением поездов, утвержденным старшим вице-президентом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ее действия подлежали квалификации по статье 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Салимову Л.А., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя Главного управления МЧС России по Сахалинской области В.О.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Статьей 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности.

Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Как следует из материалов дела, управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области 10 декабря 2012 года в здании вокзала железнодорожной станции <адрес> проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности.

В процессе проверки выявлены следующие нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее – Правила противопожарного режима), которые явились основанием привлечения начальника станции Салимовой Л.А. к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

- не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями раздела XVIII (пункт 2);

- не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (пункт 4);

- не обеспечено наличие табличек в административных помещениях с номерами телефона для вызова пожарной охраны (пункт 6).

Нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения:

- отсутствует обозначение пожарного гидранта в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» приложение Ж, таблица Ж1F09;

- в электрощитовой складируется горючий мусор (пункт 42 «ж» Правил);

- дверь в электрощитовой выполнена с пределом огнестойкости менее ЕI 30 (пункт 3 статьи 4 Федерального закона № 123-З «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»).

Нарушения, предусмотренные частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

- руководителем не обеспечено проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, систем противопожарного водоснабжения) не реже 1 раза в квартал с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на автоматическую пожарную сигнализацию (пункт 61);

- отсутствует годовой план-график выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту установок пожарной автоматики (пункт 63).

Изменяя постановление главного государственного инспектора Ногликского района пожарному надзору о привлечении Салимовой Л.А. к административной ответственности, судья согласился с наличием нарушений правил пожарной безопасности, предусмотренных частями 4 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив нарушение, предусмотренное пунктом 6.8.19 Свода правил 2.13130-2009 в связи с тем, что указанный свод правил с 1 декабря 2012 года утратил силу. Действия Салимовой Л.А., предусмотренные частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были переквалифицированы на статью 11.16 названного Кодекса, поскольку вменяемые ей нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации содержатся в Правилах пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, что исключает ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса.

Между тем решение судьей принято без учета следующих обстоятельств.

Основанием для привлечения Салимовой Л.А. к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось нарушение требований ГОСТ Р 12.4.026-2001, в связи с отсутствием обозначения пожарного гидранта в соответствии с ГОСТом.

Согласно части 1,2,3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 42 Правил противопожарного режима запрещается размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

Из пояснений Салимовой Л.А. в судебном заседании следует, что в электрощитовой хранились старые использованные стеклянные ртутные электролампы, которые не являются горючими материалами.

Доказательств наличия в электрощитовой горючего мусора, хранение которого вменяется Салимовой Л.А. в вину, в материалах дела не имеется.

Поскольку ГОСТ Р 12.4.026-2001 утвержден для добровольного применения, и отсутствуют доказательства хранения в электрощитовой горючего мусора, оснований для признания наличия в действиях Салимовой Л.А. нарушений, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

В силу пункта 63 указанных Правил руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

ДД.ММ.ГГГГ старшим вице-президентом ОАО «РЖД» утвержден Порядок взаимодействия и распределения ответственности по обеспечению пожарной безопасности, организации внедрения и обслуживания систем автоматической пожарной защиты служебно-технических зданий в которых расположено оборудование СЦБ, связи, управления тяговым и нетяговым электроснабжением, контроля состояния подвижного состава, а также персонал, обеспечивающий управление движением поездов.

В силу пункта 4.1.1 Порядка начальник станции обеспечивает и несет ответственность за содержание в пожароопасном состоянии закрепленных помещений; осуществляет контроль работоспособности систем противопожарной защиты.

В силу пункта 4.1.5 Порядка начальник дистанции гражданских сооружений (другого структурного подразделения ОАО «РЖД», являющегося балансодержателем здания) обеспечивает и несет ответственность за содержание в пожароопасном состоянии закрепленных помещений, обеспечение работоспособности систем охранно-пожарное и пожарной сигнализации в целом.

Согласно пунктам 6.6 и 6.7 Порядка после ввода в эксплуатацию, установленном в ОАО «РЖД» порядке, оборудование системы охранно-пожарной сигнализации и автономное оборудование системы автоматического пожаротушения передаются на баланс соответствующему структурному подразделению балансодержателю здания.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственником здания вокзала железнодорожной станции Ноглики является ОАО «РЖД», здание находится на балансе <данные изъяты>.

Из изложенного следует, что в соответствии с Порядком взаимодействия и распределения ответственности, ответственность за содержание и обслуживание систем автоматических установок пожарной сигнализации и систем противопожарного водоснабжения, в том числе проведение проверки работоспособности средств противопожарной защиты объекта и составление годового плана-графика ремонтных работ и проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты вокзала возложена на руководителя дистанции гражданских сооружений, как на балансодержателя здания.

Отсутствие на объекте – здании вокзала – исполнительной документации на автоматическую пожарную сигнализацию, не свидетельствует о наличии вины Салимовой Л.А. в совершении правонарушения, поскольку указанная документация находится у балансодержателя здания – <данные изъяты> и Салимовой Л.А. после ее назначения на должность не передавалась.

В силу изложенного, оснований для признания наличия в действиях Салимовой Л.А. нарушений, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Согласно пункту 2 Правил противопожарного режима в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Между тем доказательств того, что обязанность по утверждению инструкции мерах пожарной безопасности возложена именно на начальника железнодорожной станции, должностным лицом административного органа не представлено.

Салимовой Л.А. в судебное заседание представлена инструкция о мерах пожарной безопасности, утвержденная исполняющим обязанности главного инженера <данные изъяты> 19 января 2013 года и согласованная главным инженером <данные изъяты> 15 января 2013 года, что свидетельствует об отсутствии у нее обязанности по утверждению указанной инструкции.

Согласно пункту 4 Правил противопожарного режима руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

Согласно приказу начальника Сахалинской дирекции управления движением № от ДД.ММ.ГГГГ ответственными за пожарную безопасность на железнодорожных станциях назначены начальники станций.

Поскольку Салимова Л.А., согласно указанному приказу, является лицом, назначенным ответственным за пожарную безопасность на железнодорожной станции <адрес>, у нее отсутствовала обязанность повторно назначать ответственного за пожарную безопасность на железнодорожной станции.

Согласно пункту 6 Правил противопожарного режима в складских, производственных, административных общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номерами телефона для вызова пожарной охраны.

Факт отсутствия на момент проверки в административных помещениях здания вокзала подтверждается материалами дела и Салимовой Л.А. не оспаривается.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, то обстоятельство, что Салимова Л.А. назначена на должность начальника станции 29 октября 2012 года, за месяц до проведения проверки, учитывая отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, усматриваются основания для признания указанного правонарушения малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Ногликского районного суда от 27 марта 2013 года и постановление главного государственного инспектора Ногликского района по пожарному надзору от 24 января 2013 года отменить.

Производство по делу в части привлечения Салимовой Л.А. к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Производство по делу о привлечении Салимовой Л.А. к административной ответственности по статье 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

СудьяСахалинскогообластногосуда Е.П.Юсова