Судья Филимонова С.В. Дело № 72-1377/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 ноября 2019 года жалобу Сапожникова Александра Сергеевича на решение судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сысертский» от 30 июля 2019 года № 6919300701/447, с учетом изменений, внесенных решением судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 сентября 2019 года, ИП Сапожникову А.С. по ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначен штраф в размере 125000 рублей за нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В жалобе Сапожников А.С. просит об отмене решения, указывая на недоказанность факта привлечения Х. к трудовой деятельности и обращает внимание на процессуальные правонарушения, допущенные при производстве по делу.
Проверив материалы дела, выслушав Сапожникова А.С. и его защитника Путятину О.А., поддержавших доводы жалобы, помощника Сысертского межрайонного прокурора К., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность работодателя за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с законом.
Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (примечание 1 к данной статье).
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Основанием для привлечения ИП Сапожникова А.С. к ответственности по ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось привлечение им 11 апреля 2019 года к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего цеха по производству пиломатериалов гражданина Республики Узбекистан Х. угли, не имеющего разрешения на работу (патента).
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, означающий, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По результатам пересмотра постановления должностного лица отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сысертский» судьей районного суда сделан вывод о соблюдении порядка привлечения ИП Сапожникова А.С. к ответственности, с чем согласиться нельзя.
Так, из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что факт нарушения ИП Сапожниковым А.С. правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина выявлен прокурором по результатам проверки соблюдения предпринимателем миграционного законодательства (л.д.15-19).
Порядок проведения прокурором проверок предусмотрен статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с данной статьей при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
В нарушение приведенных положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверка в отношении ИП Сапожникова С.А. проведена прокурором без вынесения соответствующего решения и уведомления предпринимателя о предстоящей проверке.
Таким образом, при проведении проверки прокурором допущены существенные нарушения требований закона, влекущие согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недопустимость использования полученных в ходе такой проверки доказательств.
С учетом изложенного постановление должностного лица о назначении ИП Сапожникову А.С. административного наказания и решение судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление врио начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сысертский» от 30 июля 2019 года № 6919300701/447 и решение судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 24 сентября 2019 года в отношении ИП Сапожникова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Судья