СудьяПлешевеня О.В. дело№72-137/2021
Р Е Ш Е Н И Е
17 мая 2021 года городЮжно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника ФИО1 – Степанова С.В. на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Сахалинской области от 17 ноября 2020 года № о привлечении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Невельская автотранспортная компания» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 25 марта 2021 года,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Сахалинской области от 17 ноября 2020 года № должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Невельская автотранспортная компания» (далее – ООО «Невельская АТК», Общество) ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 25 марта 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными актами, защитник ФИО1 – Степанов С.В. в Сахалинский областной суд подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Сахалинской области ФИО2, возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе касающиеся валютных операций.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в том числе, в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее-Федеральный закон №173-ФЗ) установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно подпунктам «а», «б» и «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нерезиденты - физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 статьи 1 (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа относятся к валютным операциям.
Соответственно, выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона №173-ФЗ, абзац 1 части 2 которой предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ установлен перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации. Указанный перечень является исчерпывающим.
Возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Таким образом, выдача Обществом (резидентом) работнику - иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы является валютной операцией и ее осуществление, минуя счет в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что в ходе документарной проверки, проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Сахалинской области в отношении ООО «Невельская АТК» за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года, установлено, что в указанный период Общество для работы привлекало иностранных работников – граждан <данные изъяты>Ф.И.О.10 не имеющих вида на жительство в Российской Федерации, являющихся нерезидентами, которым в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ 16, 24 и 30 декабря 2019 года произведена выплата заработной платы за ноябрь, декабрь 2019 года наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в общей сумме <данные изъяты> рубля через кассу ООО «Невельская АТК», без использования счета в уполномоченном банке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора Общества ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22 октября 2020 года № (л.д.71-72); актом проверки соблюдения валютного законодательства от 30 сентября 2020 года № (л.д.63); поручением на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 21 августа 2020 года (л.д.62); докладной запиской специалиста 1 разряда № (л.д.231); справкой о проведении проверки соблюдения валютного законодательства от 29 сентября 2020 года № (л.д.232); сведениями УМВД России по Сахалинской области (л.д.50-51); расходными кассовыми ордерами от 16.12.2019 №, №, от 24.12.2019 №, №, от 30.12.2019 №, 1429 (л.д.56-61); копией паспорта иностранного гражданина Ф.И.О.2 А. (л.д.29-30); приказами о принятии на работу Ф.И.О.2 А. от 26.03.2018 № от 17.05.2019 № (л.д.33, 35); трудовыми договорами от 26.03.2018 № и от 17.05.2019 № (л.д.31-32); приказом о прекращении действий трудового договора с работником Ф.И.О.2 А. от 22.03.2019 №-к (л.д.34); копией паспорта иностранного гражданина Ф.И.О.8 (л.д.36-37); приказами о принятии на работу Ф.И.О.8 от 23.11.2017 №, от 01.02.2019 № (л.д.40, 42); трудовыми договорами от 23.11.2017 № и от 17.05.2019 № (л.д.38-39); приказом о прекращении действий трудового договора с работником Ф.И.О.8 от 23.11.2018 № (л.д.41), которым судьей городского суда дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ФИО1 является директором ООО «Невельская АТК».
В этой связи неисполнение ФИО1 непосредственных должностных обязанностей явилось обоснованным основанием для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленные по делу обстоятельства получили надлежащую правовую оценку, существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи по делу о привлечении ФИО1 к административной ответственности не имеется.
Довод жалобы о нарушении Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №2 по Сахалинской области административной процедуры проведения проверки соблюдения валютного законодательства, установленной Административным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 26.08.2019 №ММВ-7-17/418с (далее – Административный регламент), несостоятелен в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Федерального закона №173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Процедура назначения и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства урегулирована в Административном регламенте.
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по назначению проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
Административная процедура по назначению проверки предусматривает административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения о проведении проверки либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки в срок, не превышающий тридцати рабочих дней с даты получения документов и (или) информации, указанных в пункте 17 настоящего Административного регламента (пункт 19 Регламента).
По итогам проведенного анализа должностное лицо налогового органа, проводившее предпроверочный анализ субъекта проверки, готовит докладную записку на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки с проектом поручения или докладной записки о нецелесообразности проведения проверки (пункт 21 Регламента).
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является регистрация в информационных ресурсах ФНС России поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки (пункт 26 Административного регламента).
Согласно пункту 27 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по проведению проверки является поручение.
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента административная процедура по проведению проверки предусматривает административное действие по проведению проверки и оформлению справки о проведенной проверке.
Результатом административной процедуры по проведению проверки является справка о проведенной проверке (пункт 54 Административного регламента).
Административное действие по оформлению акта проверки выражается в составлении должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки), акта проверки с изложением в нем результатов проведенной проверки с информацией о выявленных нарушениях валютного законодательства, а также в подписании акта проверки должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки) (пункт 59 Административного регламента).
Из изложенного следует, что проведению проверки валютного законодательства предшествует предпроверочный анализ субъекта проверки, который заключается, в частности, в получении из внутренних и (или) внешних источников необходимых документов и информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, на основании которого принимается решения о целесообразности или нецелесообразности проведения проверки и оформляются результаты.
В этой связи истребование и получение налоговым органом в ООО «Невельская АТК» и УМВД России по Сахалинской области документов и информации согласуется с процедурой проведения предпроверочных мероприятий, закрепленной в Административном регламенте.
Непосредственное обнаружение должностными лицами налогового органа, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в результате анализа представленной ООО «Невельская АТК» и УМВД России по Сахалинской области информации, явилось основанием для возбуждения налоговым органом дела об административном правонарушении, что соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверочные мероприятия по делу осуществлены в период с 21 августа по 29 сентября 2020 года, то есть после установленного пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» срока приостановления проведения до 30 июня 2020 года проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и оформлены в установленном порядке.
В результате проведенных контрольных мероприятий установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения по данному делу и вину ФИО1 в его совершении. Представленные в деле доказательства соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы аналогичны доводам, изложенным в жалобе, поданной судье городского суда, были предметом проверки судьей, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи городского суда об отсутствии по делу оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правильными и доводами жалобы не опровергаются.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшихся по делу актов и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Сахалинской области от 17 ноября 2020 года № и решение судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 25 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Степанова С.В. – без удовлетворения.
В соответствии с нормами статьей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая