ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1395/19 от 13.11.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Коршунова О.С. Дело № 72-1395/2019

Решение

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 ноября 2019 года жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Пышминские боры» (далее по тексту ФГБУ «Национальный парк «Пышминские боры») Ласкина В.Ю. на решение судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 17 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу от 02 августа 2019 года № 03-05-08/150-2019, оставленным без изменения решением судьи, ФГБУ «Национальный парк «Пышминские боры» по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей за сокрытие и искажение экологической информации.

В жалобе защитник Ласкин В.Ю. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу. Ссылается на то, что в отчетной документации имела место техническая ошибка по показателю «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», по иным категориям отходов юридическое лицо не обязано было указывать данные, поскольку они на предприятии за отчетный период не образовывались. Кроме того, считает, что постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований для отмены и изменения решения судьи не нахожу.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы принят Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 (далее по тексту Порядок).

Согласно п.п. 5 и 7 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Пунктами 11 и 12 Порядка предусмотрено, что все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) - для отходов I, II и III классов опасности; с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности. В каждой заполняемой строке таблиц данных учета в столбцах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, - ноль.

Действовавшим на момент совершения правонарушения Приказом Росстата от 10 августа 2017 года № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» предусматривались аналогичные требования по заполнению формы № 2-ТП Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной должностными лицами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в период с 22 апреля по 24 мая 2019 года, установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» (<...>), осуществляющее деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, предоставило недостоверную информацию, а именно: в отчете за 2018 год по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» указало об образовании 1 вида отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код ФККО 7 33100 01 72 4) количеством 0,9 тонн за отчетный период, тогда как по данным учета в области обращения с отходами в 2018 году указанный вид отходов на предприятии образовался за отчетный период общим количеством 3,75 тонн; при наличии разработанных предприятием паспортов на виды отходов: «Системный блок компьютера, утратившие потребительские свойства» (код ФККО 4 81201 01 52 4), «Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства» (код ФККО 4 81202 01 52 4), «Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные» (код ФККО 4 81203 02 52 4), «Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства» (код ФККО 4 81204 01 52 4), «Очистка выгребных ям» (код ФККО 7 32100 01 30 4), не отразило их в форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2018 год, что зафиксировано в акте проверки от 24 мая 2019 года № 229.

Указанные фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами; формой 2-ТП (отходы) за 2018 год, в которой ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» указывает на образование на предприятии всего одного вида отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» общим количеством 0,9 тонн; данными учета в области обращения с отходами за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2018 года; актами оказания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов за 2018 год по договорам об оказании услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов; паспортами отходов «Очистка выгребных ям», «Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства», «Системный блок компьютера, утратившие потребительские свойства», «Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные», «Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства», «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», разработанных на предприятии.

По выявленному факту нарушения составлен протокол от 01 июля 2019 года № 03-05-08/150-2019, который составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии вины ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» в совершении административного правонарушения, верно квалифицировав его действия по ст. 8.5 КоАП РФ. При этом, вопреки доводам жалобы дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом - старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, что соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы, в том числе о малозначительности совершенного правонарушения ввиду допущенной технической ошибки при заполнении формы 2-ТП (отходы) и об отсутствии у ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» обязанности указывать виды отходов, которые не образовывались на предприятии за учетный период, были предметом оценки судьи районного суда и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в решении.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Наказание юридическому лицу с учетом обстоятельств дела назначено справедливое, в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи. Оснований для его изменения не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены и изменения состоявшегося по делу решения не имеется.

Руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 17 сентября 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу от 02 августа 2019 года № 03-05-08/150-2019 о назначении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Пышминские боры» административного наказания по ст. 8.5 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья: Н.В. Краснова