ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-13/19 от 30.01.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Лукша Е.Н. дело № 72-13/2019

Р Е Ш Е Н И Е

30 января 2019 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Седых Н.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника государственного бюджетного учреждения культуры Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа» Шевченко О.И. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 октября 2018 года по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

19 апреля 2018 года первым заместителем прокурора города Южно-Сахалинска вынесено постановление о возбуждении в отношении государственного бюджетного учреждения культуры Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа» (далее ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа», учреждение) дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Южно-Сахалинска по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности города Южно-Сахалинска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО1 от 15 августа 2018 года ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Данное постановление законный представитель ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа» ФИО2 обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 октября 2018 года постановление должностного лица от 15 августа 2018 года изменено, наложенный на учреждение размер штрафа снижен до 75 000 рублей.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник юридического лица Шевченко О.И. просит решение судьи отменить, а дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие судебного акта предъявляемым требованиям.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Шевченко О.И., поддержавшую доводы жалобы, должностное лицо ФИО1, возражавшую против ее удовлетворения, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Южно-Сахалинска проведена проверка в отношении ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации находящихся в оперативном управлении зданий мемориального комплекса в честь 70-летия окончания Второй мировой войны и исторического парка «Моя история».

В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

В здании мемориального комплекса в честь 70-летия окончания Второй мировой войны, расположенном восточнее пересечения улицы А.М.Горького и проспекта Победы в городе Южно-Сахалинске с кадастровым номером , не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; во всем здании отсутствуют знаки пожарной безопасности: извещателей пожарных ручных, знак «ПГ» на фасаде здания; не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными коммуникациями; противопожарные перегородки, отделяющие атриум от помещений экспозиций залов и коридоров этажей не сопрягаются с противопожарным перекрытием; имеются противопожарные двери, установленные без устройств для самозакрывания; неисправны огнетушители, установленные в ПК; в системах вентиляции при пересечении строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости не установлены противопожарные клапаны; ограждающие конструкции лифтовых шахт, расположенные вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов, а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций не соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам первого типа и перекрытиям третьего типа.

В здании исторического парка «Моя история», расположенном по адресу: <адрес>, по восточной стороне ул.Горького, с кадастровым номером , не выделены противопожарными перегородками не ниже первого типа административное помещение и помещение экспозиции; в административном помещении над столом секретаря имеется дымовой пожарный извещатель, установленный на расстоянии менее нормативного значения от электроосветительных приборов; в помещении комнаты инвентарной отсутствуют датчики пожарной сигнализации; во всем здании отсутствуют знаки пожарной безопасности: извещателей пожарных ручных, знак «ПГ» на фасаде здания; имеются противопожарные двери, установленные без устройств для самозакрывания; эвакуационные двери, расположенные на путях эвакуации со второго этажа, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; огнезащитная обработка металлических конструкций имеет повреждения; не обеспечено на дверях помещений производственного и складского назначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; ширина эвакуационного выхода на первом этаже ниже нормативной; под лестничным маршем первого этажа, в помещениях вентиляции и водонасосной не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными коммуникациями; в подсобных помещениях цокольного этажа №5 и №7 не установлены датчики пожарной сигнализации; в системах вентиляции при пересечении строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости не установлены противопожарные клапаны; неисправны огнетушители, установленные в ПК; в помещениях вентиляции организовано хранение горючих материалов.

Установленные по настоящему делу нарушения требования пожарной безопасности подтверждаются материалами дела, установлены в присутствии участвовавшего в проведении проверки руководителя юридического лица ФИО2 и им не оспаривались.

Указанные нарушения явились основанием для вынесения 15 августа 2018 года постановления о привлечении ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, проверяя законность постановления о назначении административного наказания, пришел к правильному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод защитника об отсутствии вины юридического лица в нарушении требований пожарной безопасности по причине несоблюдения подрядчиком своих обязанностей являлся предметом проверки судьи районного суда и обоснованно им отклонен с приведением правовой и фактической аргументации, оснований не согласиться с которой не имеется.

Ссылка защитника Шевченко О.И. на использование доказательств по делу, собранных по результатам проверок в отношении двух юридических лиц, об их недопустимости не свидетельствует, поскольку, как следует из материалов дела, оба проверяемых объекта защиты находятся в оперативном управлении ГБУК Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа».

Вопреки доводам защитника наличие выявленных нарушений пожарной безопасности, в том числе в части неисправности огнетушителей, в ходе рассмотрения жалобы не оспаривалось. При этом, материалы дела не содержат доказательств, опровергающих факт неисправности имеющихся на объектах огнетушителей.

Доводы о том, что выявленные нарушения до привлечения юридического лица к административной ответственности были устранены, о чем свидетельствует письмо от 24 апреля 2018 года на имя первого заместителя прокурора города Южно-Сахалинска, не освобождают учреждение от ответственности за указанные нарушения, поскольку административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение, а устранение нарушений может учитываться для вида и размера административного наказания.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, назначенное должностным лицом наказание обоснованно изменено судьей районного суда и снижено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по правилам, установленным частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в жалобе на несоответствие обжалуемого судебного акта требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является несостоятельным, поскольку требования названного Кодекса не применяются при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

При таком положении, учитывая, что по делу правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника государственного бюджетного учреждения культуры Сахалинской области «Музейно-мемориальный комплекс «Победа» Шевченко О.И. - без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.А.Седых