ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-13/2018(72-583/17) от 22.01.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Абикова Ю.В. дело № 72-13/2018 (72-583/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

22 января 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Крылов Н.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника областного автономного учреждения «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» Фадеева Е.Г. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 ноября 2017 года по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

13 сентября 2017 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области в отношении областного автономного учреждения «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» (далее – ОАУ «СТК «Горный воздух», Учреждение) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 28 сентября 2017 года ОАУ «СТК «Горный воздух» привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Данное постановление защитник Учреждения Фадеев Е.Г. обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 10 ноября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.

На это решение суда защитником Фадеевым Е.Г. подана жалоба, в которой он просит его отменить, производство по делу прекратить. Считает, что ОАУ «СТК «Горный воздух» не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку загрязнение водного объекта могло произойти по вине третьих лиц, либо ОАУ «Южное лесное хозяйство», осуществляющего расчистку территории от лесонасаждений, и которое в соответствии с частью 1 статьи 751 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4.1.4 договора оказания услуг обязано при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды. Обращает внимание, что факт загрязнения водного объекта не доказан, отбор проб и лабораторные исследования не проводились. Полагает, что проверка проведена с нарушением требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при осмотре отсутствовали понятые и представитель Учреждения.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области на жалобу представлен отзыв, в котором административный орган просит оставить жалобу без удовлетворения по изложенным в нем основаниям.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Фадеева Е.Г., поддержавшего жалобу, представителей административного органа К.Л.В. и У.А.С., возражавших против ее удовлетворения, прихожу к следующему.

Согласно части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (часть 1 и 2 статьи 39 Федерального закона№ 7-ФЗ).

Из дела видно, что ОАУ «СТК «Горный воздух» на основании Распоряжения министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ является пользователем лесного участка, площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер , предоставленного Учреждению для рекреационной деятельности.

В границах этого лесного участка имеется подъездная дорога к просеке под канатную дорогу, строящуюся на северном склоне горы Красная, в рамках реализации проекта ТОР «Горный воздух».

Движение транспортных средств, строительной техники по этой дороге осуществляется в связи с осуществлением ОАУ «СТК «Горный воздух» хозяйственной деятельности, организацией строительства объектов спортивно-туристического назначения, что свидетельствует об эксплуатации этого объекта названным юридическим лицом.

19 июля 2017 года Учреждение (заказчик) и Областное автономное учреждение «Южное лесное хозяйство» (исполнитель) заключили договор оказания услуг по расчистке территории от лесонасаждений. Аналогичный договор заключен сторонами 21 июля 2017 года.

В ходе рейдового осмотра лесного участка установлено, что от нижней станции подвесной канатной дороги по направлению в район северного склона горы Красная в пределах водоохранной зоны притока р. Еланька дорога местами размыта, имеются следы гусеничной техники. На участках в координатах <данные изъяты>, <данные изъяты> видны следы проведения земляных работ, поверхностный сток с этих точек размывает грунт, состоящий из глинистого почвенного слоя, и стекает по склону сопки в ручей без названия (приток р. Еланька). На участке с координатами <данные изъяты>уложены бревна (порубочные остатки древесины), из-под которых течет грязевой поток. При этом водоохранные мероприятия, обеспечивающие защиту водотока от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, не проведены, что с очевидностью свидетельствует об угрозе загрязнения, засорения и истощения указанного водного объекта.

Указанные обстоятельства указывают на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличие всех обязательных признаков объективной стороны состава административного правонарушения.

Довод жалобы о необходимости отбора проб и проведении лабораторных исследований обоснованно отвергнут судом первой инстанции, поскольку состав по конструкции формальный и диспозиция статьи не предполагает обязательное наступление вредных последствий, а указывает на угрозу их появления.

Отсутствие мероприятий, обеспечивающих охрану ручья без названия (притока р. Еланька) от загрязнения, засорения и истощения, защитником юридического лица в судебном заседании не оспаривалось.

Проанализировав обстоятельства дела, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о том, что субъектом правонарушения является ОАУ «СТК «Горный воздух».

Согласно пунктам 3.2, 3.4, 3.13 Условий осуществления постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (приложение №3 к распоряжению министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ) Учреждение как пользователь обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с водным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и проектом освоения лесов; соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и Сахалинской области; приводить лесной участок за свой счет, своими силами и средствами в прежнее состояние при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, уничтожении, повреждении или захламлении естественных водотоков, рек, ручьев, просек, дорог.

Эти обязанности ОАУ «СТК «Горный воздух» не выполнены. Выступая заказчиком работ по расчистке территории от насаждений по договору об оказании услуг от 19 июля 2017 года и договору об оказании услуг от 21 июля 2017 года, Учреждение допустило эксплуатацию дороги в условиях, не обеспечивающих охрану водного объекта. Обязанность осуществлять контроль за проведением работ и контроль за стоками вод, чтоб предотвратить загрязнение водохранилища, предусмотрена пунктами 4.3.10 указанных договоров.

Вопреки доводам жалобы порядок рейдового осмотра территории, проведенный Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области на основании приказа от 27 июля 2017 года, не нарушен.

В силу пункта 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 234-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 13.2 Федерального закона № 234-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 21 мая 2015 года № 30, участие понятых при обследовании территорий не предусматривает.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены состоявшегося решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 10 ноября 2017 года по делу о привлечении областного автономного учреждения «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Фадеева Е.Г. – без удовлетворения.

Судья

Сахалинского областного суда Н.А. Крылов