ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-142/2015 от 05.06.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

СудьяФисунА.В. дело№72-142/2015

РЕШЕНИЕ

5июня2015года городЮжно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора Томаринского района и жалобу начальника территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района на решение судьи Томаринского районного суда от 24 марта 2015 года по делу о привлечении государственного бюджетного учреждения «Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов <наименование> к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением прокурора Томаринского района от <дата> в отношении государственного бюджетного учреждения «Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов <наименование> (далее – ГБУ ДИ <наименование>, Учреждение, Дом-интернат) возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное постановление с другими материалами направлено для рассмотрения в территориальное отделение надзорной деятельности Томаринского района.

Постановлением начальника территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района от <дата> Учреждение привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 60.000 рублей.

Указанное постановление директор ГБУ ДИ <наименование>Ф.Т.И. обжаловала в суд.

Решением судьи Томаринского районного суда от 24 марта 2015 года постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Учреждения события административного правонарушения.

На решение судьи прокурором Томаринского района принесен протест, в обоснование которого он ссылается на то, что Дом-интернат относится к объектам социального обслуживания, поскольку оказывает гражданам пожилого возраста и инвалидам социально-бытовые и социально-медицинские услуги, в связи с чем на его помещения распространяется запрет курения.

На решение судьи также подана жалоба начальником территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района, в которой он ссылается на доказанность факта курения табачных изделий в помещении Учреждения, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях, используемых для осуществления своей деятельности, в связи с чем решение судьи просит отменить.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста и жалобы, выслушав директора Учреждения Ф.Т.И. и защитника О.Д.Х., возразивших против их удовлетворения, прихожу к следующему.

Пунктами 2 и 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон №15) установлен запрет курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг; в помещениях социальных служб.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона №15 на юридических лиц возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение юридическим лицом обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Привлекая ГБУ ДИ <наименование> к административной ответственности по данной статье Кодекса, должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении Учреждением пунктов 2 и 7 части 1 статьи 12 Федерального закона №15, выразившемся в размещении на первом этаже здания, в котором расположен Дом-интернат, комнаты для курения.

С указанным выводом обоснованно не согласился судья Томаринского районного суда.

В части 1 статьи 12 Федерального закона №15 обозначены территории, помещения и объекты, где установлен запрет курения табака.

Вместе с тем, в части 2 указанной статьи Федерального закона предусмотрены такие помещения и объекты, где при определенных условиях курение табака допускается.

Так, пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона №15 установлено, что на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, что предусмотрено в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В силу пункта 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

В соответствии со статьей 96 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

На основании пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, местом жительства является, в том числе жилое помещение специализированного жилищного фонда – в доме системы социального обслуживания населения.

Исходя из пункта 2.1 Примерного положения и примерных правил внутреннего распорядка специального дома-интерната, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 25 декабря 1995 года №312, целью создания специального дома-интерната является предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Как следует из материалов дела, ГБУ ДИ <наименование> является учреждением стационарного социального обслуживания в системе органов социальной защиты населения, предметом деятельности которого является социальное обслуживание пожилых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов 1 и 2 групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Учреждение расположено в пятиэтажном здании, которым оно владеет на праве оперативного управления, по адресу: <адрес>.

В указанном здании, помимо помещений, используемых для предоставления социально-медицинских, социально-бытовых и иных видов социальных услуг, имеется 26 жилых блоков, состоящих из 46 жилых комнат, где постоянно проживают и имеют регистрацию по месту жительства 110 граждан пожилого возраста и инвалидов.

Таким образом, здание Учреждения является домом системы социального обслуживания населения, относящимся к специализированному жилищному фонду и обладающим признаками многоквартирного дома, на что обоснованно указал судья.

Согласно Уставу учредителем и собственником имущества Учреждения является Сахалинская область. Функции и полномочия учредителя Дома-интерната от имени Сахалинской области осуществляет Министерство социальной защиты Сахалинской области, которому подотчетно Учреждение по вопросам осуществления отраслевых полномочий в данной сфере деятельности (пункты 2.3, 2.4, 2.9)

На основании пункта 23 Примерных правил внутреннего трудового распорядка в специальном доме-интернате (специальном отделении) для престарелых и инвалидов государственной системы органов социальной защиты населения (далее – Примерные правила), утвержденных приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 25 декабря 1995 года №312, курение разрешается в специально отведенных администрацией помещениях и местах.

Распоряжением Министерства социальной защиты Сахалинской области от 18 сентября 2013 года «Об усилении мер пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания Сахалинской области» в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья клиентов в учреждениях социального обслуживания Сахалинской области руководителям указанных учреждений предписано обеспечить выполнение требований пожарной безопасности при определении мест для курения клиентов (пункт 1.7).

На основании положений Примерных правил и во исполнение указания Учредителя директором ГБУ ДИ <наименование> в здании Дома-интерната определено место для курения на первом этаже в специально отведенной и оборудованной системой вентиляции комнате.

Наличие в комнате системы вентиляции и соответствие ее требованиям Правил пожарной безопасности ни прокурором, ни должностным лицом административного органа не оспаривается.

Учитывая вышеизложенное, исследовав фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства в их системной взаимосвязи и обоснованно применив к спорным правоотношениям пункт 2 части 2 статьи 12 Федерального закона №15, судья Томаринского районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Дома-интерната события административного правонарушения, в связи с чем отменил постановление и прекратил производство по делу по указанному основанию.

Ссылка прокурора на нарушение Учреждением, относящимся в объектам социального назначения, пунктов 2 и 7 части 1 статьи 12 Федерального закона №15 является необоснованной, поскольку, исходя из особого статуса и характеристики спорного объекта, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Томаринского районного суда от 24 марта 2015 года оставить без изменения, протест прокурора Томаринского района и жалобу начальника территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района – без удовлетворения.

СудьяСахалинскогообластногосуда Ю.А.Богомолова