Судья Стоянов Р.В. дело № 72-1455/2018
Решение
Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2018 года жалобу Копылова Р.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04 сентября 2018 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Соболя М.Б. от 28 июня 2018 года директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Пионер» (далее – ООО «УК «Пионер») Копылов Роман Владимирович за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 25000 рублей.
В жалобе Копылов Р.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Гуркову Н.В., поддержавшую доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.
Постановлением должностного лица директору ООО «УК «Пионер» Копылову Р.В. назначено административное наказание за нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении в период с 31 января 2018 года по 30 апреля 2018 года (в квитанциях за январь-апрель 2018 года) не утвержденных в установленном порядке и не подлежащих применению тарифов на тепловую энергию при начислении платы гражданам за услуги отопления и горячего водоснабжения, а также на питьевую воду при начислении платы гражданам за услуги холодного водоснабжения и горячего водоснабжения.
Признавая директора ООО «УК «Пионер» Копылова Р.В. виновным в совершении данного правонарушения, должностное лицо и судья пришли к выводу, что виновность Копылова Р.В. в совершении указанного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Вместе с тем, с таким выводом должного лица и судьи районного суда нельзя согласиться ввиду следующего.
Частью 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в частности, за нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» цены (тарифы) на услуги в сфере теплоснабжения подлежат регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, к регулируемым тарифам в сфере горячего водоснабжения - тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), тариф на транспортировку горячей воды.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе: транспортировка воды, включая распределение воды, подвоз воды, к регулируемым тарифам в сфере холодного водоснабжения - тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на техническую воду, тариф на транспортировку воды, тариф на подвоз воды.
В соответствии с ч.ч. 7, 8 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, к регулируемым тарифам в сфере водоотведения - тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.
Согласно п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы в сфере горячего и холодного водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы).
Материалами дела подтверждается факт применения ООО «УК «Пионер» в период с 31 января 2018 года по 30 апреля 2018 года (в квитанциях за январь-апрель 2018 года) не утвержденных в установленном порядке и не подлежащих применению тарифов на тепловую энергию при начислении платы гражданам за услуги отопления и горячего водоснабжения, а также на питьевую воду при начислении платы гражданам за услуги холодного и горячего водоснабжения.
То есть, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным и по существу жалобы не оспаривается.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») и ООО «УК «Пионер» заключены договор теплоснабжения от 16 мая 2017 года № 03-01-66-01-055 и договор холодного водоснабжения от 02 мая 2017 года № 03-01-66-02-145, в соответствии с которыми ФГБУ «ЦЖКУ» выступает теплоснабжающей организацией и ресурсоснабжающей организацией, а ООО «УК «Пионер» является исполнителем, оказывающим коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме.
Из письма председателя РЭК Свердловской области от 06 июня 2018 года № 07-05/3660 усматривается, что ФГБУ «ЦЖКУ» обращалось в 2017 году в РЭК Свердловской области за утверждением тарифа на тепловую энергию, однако в связи с несоответствием поданной заявки требованиям действующего законодательства в сфере регулируемого ценообразования РЭК Свердловской области не было принято решение об утверждении заявителю тарифов. Тарифы для ФГБУ «ЦЖКУ» были утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 28 февраля 2018 года № 22-ПК (в редакции от 11 апреля 2018 год) и подлежали применению с 17 апреля 2018 года.
Поскольку в период с 31 января 2018 года по 30 апреля 2018 года тарифы на тепловую энергию, на горячую воду, на услуги холодного водоснабжения и водоотведения в установленном порядке не были утверждены, ООО «УК «Пионер» произвело расчет стоимости потребленного ресурса по договорной цене в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании заключенных соглашений о применении договорной цены.
При этом при расчете стоимости потребленного ресурса по договорной цене ООО «УК «Пионер» руководствовалось письмами Федеральной антимонопольной службы России от 10 августа 2017 года № ВК/57004/17, от 27 сентября 2017 года № ВК/66694/17, согласно которым вопрос о цене регулируемой услуги, потребленной до установления органом регулирования соответствующего тарифа, может быть разрешен в гражданско-правовом порядке, то есть по соглашению сторон, исходя из принципа соразмерности и экономической обоснованности понесенных на оказание услуг расходов.
Признавая, что вина Копылова Р.В. установлена, должностное лицо указывает, что Копыловым Р.В., являющимся директором ООО «УК «Пионер» не принято всех зависящих от него мер для соблюдения установленных норм, что привело к нарушению порядка ценообразования в ООО «УК «Пионер». Вместе с тем, какие конкретные меры должны были быть приняты Копыловым Р.В., не указывается. Указание судьей районного суда на возможность осуществления учета потребленных жильцами коммунальных услуг и выставления счетов на оплату после утверждения тарифов нельзя признать таковыми.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии в действиях директора ООО «УК «Пионер» Копылова Р.В. вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Постановление должностного лица и решение судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «УК «Пионер» подлежат отмене, а производство по делу – прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Соболя М.Б. от 28 июня 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Пионер» Копылова Романа Владимировича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: