Судья Калашникова Ю.С. дело № 72-148/2021
Р Е Ш Е Н И Е
4 июня 2021 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника администрации Углегорского городского округа ФИО1 на решение судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 19 марта 2021 года по делу о привлечении администрации Углегорского городского округа к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора Углегорского района по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Углегорского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 11 декабря 2020 года № администрация Углегорского городского округа (далее – Администрация) привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Указанное постановление защитник Администрации ФИО1 обжаловала в суд.
Решением судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 19 марта 2021 года постановление должностного лица от 11 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник Администрации ФИО1 просит об отмене решения судьи, приводя доводы о его незаконности. Автор жалобы оспаривает перечень вмененных Администрации ветхих строений, в которых установлены нарушения, в связи с несоблюдением процедуры признания их таковыми и не установлением принадлежности земельных участков, на которых они расположены. Настаивает на том, что Администрация не имеет полномочий в сфере обращения с коммунальными отходами, поскольку указанную деятельность осуществляет региональный оператор - АО «Управление по обращению с отходами». Обращает внимание, что перечисленное в постановлении имущество находится в оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений, переданных Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа, на которого возложены полномочия по организации управления муниципальной собственностью, что исключает ответственность Администрации. Отмечает, что осуществление покоса травянистой растительности также не является сферой ответственности Администрации, поскольку в соответствии с муниципальным заданием и контрактами в городе Углегорске и прилегающих населенных пунктах возложено на МБУ «Управление дорожно-транспортным хозяйством», в пгт. Шахтерск, в селах Лесогорское и Тельновское – на МБУ «Многоотраслевое производственное объединение», в селе Бошняково – на ООО «ЖКХ Бошняково». Указывает на формальный характер проверки, поскольку ее продолжительность (7 часов) не позволяла проверить объекты, находящиеся на значительном расстоянии между собой.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), действующие во время совершения административного правонарушения), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 17.1 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года (пункт 55 Правил противопожарного режима).
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (пункт 72.3 Правил противопожарного режима).
В соответствии с пунктом 2.4.4 ГОСТ 12.4.009-83 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 10 октября 1983 года № 4882, крышки люков колодцев подземных пожарных гидрантов должны быть очищены от грязи, льда, снега; в холодный период утеплены, а стояк освобожден от воды.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Углегорского района от 5 ноября 2020 года № в отношении Администрации 25 ноября 2020 года проведена внеплановая выездная проверка исполнения пунктов 1-3, 5-6, 8-9, 11-12, 15-19, 21-27, 29, 31, 32 ранее выданного предписания от 19 мая 2020 года №, срок исполнения которого истек 1 октября 2020 года.
Установлено, что в нарушение пункта 17.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее – Правила противопожарного режима), не произведена уборка мусора в полуразрушенных и ветхих постройках на территории муниципального образования в границах населенного пункта города Углегорска (24 позиции), населенного пункта пгт. Шахтерск (14 позиций), села Ударное (7 позиций), села Краснополье (5 позиций), села Тельновское (1 позиция), села Лесогорское (8 позиций), села Бошняково (56 позиций); а также в границах села Ударное на территории, находящейся в муниципальной собственности, а именно, на улицах Ленина, Речная, Лесная, Новая, Западная, Школьная не произведен покос травы. В городе Углегорске не обеспечена доступность подъезда пожарной техники и забора воды к пожарному гидранту № 15.54 (нарушен пункт 55 Правил противопожарного режима). В селах Ударное и Тельновское на территориях, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся органами местного самоуправления, не обеспечена очистка территорий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (нарушен пункт 72.3 Правил противопожарного режима). Стояки пожарных гидрантов №№ 18.5, 18.29, 18.25, 18.13, 18.35, 18.19, 18.22 в селе Шахтерское не освобождены от воды (нарушен пункт 2.4.4 ГОСТ 12.4.009-83 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»).
Кроме этого, Администрации вменены нарушения пунктов 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.13130.2009), утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178.
Согласно пункту 8.6 СП 8.13130.2009 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
В силу пункта 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов - 200 м;
при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Нарушение пунктов 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009 выразилось в том, что в селе Краснополье расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети не обеспечивает пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в пункте 9.11, по дорогам с твердым покрытием (расстояние от ближайшего пожарного гидранта № до здания по улице Черемушки составляет более 600 метров); пожарный водоем № расположен в радиусе более 200 метров от здания, расположенного по улице Луговой, дом № в селе Лесогорское.
Вместе с тем приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225 утвержден новый Свод Правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», который введен в действие с 30 сентября 2020 года. Со дня введения указанного Свода Правил признаны утратившими силу приказы МЧС России от 25 марта 2009 года №178 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и от 9 декабря 2010 года №640 «Об утверждении изменения №1 к своду правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденному приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №178.
Таким образом, на момент привлечения Администрации к административной ответственности по данному делу СП 8.13130.2009, утвержденный приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, являлся недействующим.
Однако указанное обстоятельство основанием для освобождения Администрации от ответственности за несоблюдение порядка расстановки пожарных гидрантов и размещения искусственных водоемов не является, поскольку пункты 8.9, 10.4, 10.7 действующего с 30 сентября 2020 года Свода Правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» предусматривают положения, аналогичные пунктам 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009.
Изложенные в акте проверки нарушения подтверждены доказательствами, которые оценены судьей на предмет их соответствия принципам относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При проведении проверки присутствовал представитель Администрации, который каких-либо замечаний относительно указанных в акте проверки обстоятельств не заявил, документы, опровергающие изложенные в нем нарушения, при производстве по делу не представил.
Выявленное в результате проверки невыполнение требований предписания послужило основанием для вынесения мировым судьей судебного участка № 17 Углегорского района Сахалинской области постановления от 22 декабря 2020 года о привлечении Администрации к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в связи с повторно установленным в пределах предмета проверки нарушением правил пожарной безопасности явилось поводом для возбуждения в отношении Администрации производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к ответственности по указанной норме, что соответствует позиции, отраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 года № 3575-О.
Выводы должностного лица пограничного органа и судьи о наличии в деянии Администрации состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, не прекращено противоправное деяние, установленное в рамках внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах она обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, проверены в ходе производства по делу и правомерно отклонены как необоснованные.
Судья верно не усмотрел оснований для освобождения Администрации от ответственности, поскольку при производстве по делу и рассмотрении жалобы ею не представлены доказательства тому, что перечисленные в постановлении постройки, расположенные на территории муниципального образования «Углегорский городской округ» в границах его населенных пунктов, имеют правообладателей, обязанных содержать их в надлежащем состоянии.
Не исключает ответственность Администрации и передача объектов коммунальной инфраструктуры в оперативное управление муниципальных казенных предприятий, а также заключение муниципальных контрактов с третьими лицами и выдача муниципальных заданий на благоустройство территории, поскольку не освобождает ее от выполнения установленной Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности в границах городского округа, ненадлежащее выполнение которой установлено в результате проведенной проверки.
Довод жалобы об отсутствии у Администрации полномочий в области обращения с коммунальными отходами не может быть принят во внимание, поскольку указанная сфера отношений ей не вменяется.
Непродолжительный период проведения проверки, о чем также указано в жалобе, не является грубым нарушением требований организации и проведения проверок, которые перечислены в статье 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и соответственно недействительность результатов проверки не влечет.
Ссылка в решении судьи при оценке доводов жалобы на Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, которые вступили в силу с 1 января 2021 года, о незаконности судебного акта не свидетельствует, поскольку создание противопожарных минерализованных полос предусматривалось в и Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, действующих во время совершения административного правонарушения по данному делу.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1,3.5,4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторного привлечения к административной ответственности, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 19 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации Углегорского городского округа ФИО1 – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова