Судья Проняев Д.А. дело № 72-150/2021
Р Е Ш Е Н И Е
7 июня 2021 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» ФИО1 на решение судьи Ногликского районного суда Сахалинской области от 13 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Сахалинской области, директора государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» Министерства экологии Сахалинской области ФИО1 от 14 декабря 2020 года № гражданин ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением судьи Ногликского районного суда Сахалинской области от 13 апреля 2021 года постановление от 14 декабря 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, - главный государственный инспектор, директор государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» ФИО1 просит об отмене решения судьи, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств данного дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» ФИО3, поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются категории указанных территорий: в том числе памятники природы (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ).
Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (статья 25 Федерального Закона № 33-ФЗ).
Режим особой охраны территорий памятников природы, установленный пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 33-ФЗ, предусматривает запрет всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно подпункту 16 пункта 2.1 Положения о памятнике природы регионального значения Сахалинской области «Лунский залив», утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 7 сентября 2020 года № 419, на территории памятника природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы в том числе: запрещается посещение и пребывание на территории памятника природы граждан в любых целях без специального разрешения, выдаваемого Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (в действующей на момент фиксации нарушения редакции постановления Правительства № 419).
Порядок выдачи разрешений на право посещения гражданами особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области урегулирован Административным регламентом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на право посещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области» (далее – Административный регламент), утвержденный приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 29 августа 2018 года № 46-п, действующим на момент установленных по делу обстоятельств.
Согласно памятке для лиц, получивших разрешение на право посещения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения Сахалинской области (оборотная сторона разрешения), форма которой приведена в приложении № 3 к Административному регламенту, разрешение является именным документом, передача его третьим лицам запрещается. Разрешение действительно только при наличии документа, удостоверяющего личность.
Из содержания приведенных положений следует, что посещение и пребывание на территории памятника природы граждан допускается лишь при наличии у них при себе специального разрешения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности послужило то обстоятельство, что 28 ноября 2020 года в 14 часов 47 минут он находился на территории памятника природы регионального значения «Лунский залив» (географические координаты <данные изъяты>), расположенного на территории Сахалинской области в границах муниципального образования «городской округ Ногликский» Сахалинской области, не имея при себе специального разрешения (пропуска) на право посещения особо охраняемой природной территории регионального значения Сахалинской области.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав достаточным для нахождения на территории памятника природы самого факта оформления на его имя государственным казенным учреждением «Сахалинские лесничества» разрешения на право нахождения на территории памятника природы регионального значения «Лунский залив».
При этом оставил без внимания и оценки обстоятельства, имеющие значение для дела, и свидетельствующие о том, что указанное разрешение по состоянию на 28 ноября 2020 года ФИО2 не получено и на момент нахождения на территории памятника природы у него отсутствовало.
Согласно реестру передачи документов из государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» в ТОСП ГБУ СО «Многофункциональный центр» отделение по городскому округу «Тымовское» Сахалинской области от 13 ноября 2020 года № разрешение на право посещения ФИО2 особо охраняемой природной территории поступило в «Многофункциональный центр» для выдачи ФИО2 лишь 30 ноября 2020 года.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судьей Ногликского районного суда не соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В этой связи обжалуемое решение судьи не может быть признано законным и обоснованным, в силу чего подлежит отмене, а дело возвращению в суд на новое рассмотрение с учетом срока давности привлечения к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который на момент рассмотрения дела по настоящей жалобе не истек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Ногликского районного суда Сахалинской области от 13 апреля 2021 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 возвратить на новое рассмотрение в Ногликский районный суд.
В соответствии с положениями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование настоящего решения возможно путем подачи жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова