Дело № 72-150/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2021 года жалобу защитника Публичного акционерного общества «Ключевский завод ферросплавов» (далее – ПАО «КЗФ») Низовцевой Л.И. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 сентября 2020 года № 03-01-08/186-2020 ПАО «КЗФ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф в размере 20000 рублей.
Решением судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 08 декабря 2020 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе защитником ПАО «КЗФ» поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления и решения в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Низовцеву Л.И., поддержавшую доводы жалобы, ведущего специалиста-эксперта Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Л., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в сокрытии, умышленном искажении, несвоевременном сообщении полной и достоверной информации, касающейся состояния окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ПАО «КЗФ» было предъявлено обвинение в сокрытии или искажении экологической информации, представленной ПАО «КЗФ» 01 февраля 2020 года в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в отчете федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) за 2019 год, в котором сведения о количестве образовавшихся отходов в виде известняка, доломита, мела, окалины замасленной прокатного производства с содержанием масла менее 15%, шлака печей переплава алюминиевого производства, лома и отходов чугунных, лома и отходов стальных не соответствовали учетным данным ПАО «КЗФ» об обращении с отходами за 2019 год.
Эти обстоятельства послужили основанием для назначения ПАО «КЗФ» административного наказания по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, сокрытие или искажение экологической информации предполагает умышленный характер вины.
Порядок заполнения отчета федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) в период совершения данного правонарушения был установлен Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
Согласно пунктам 5, 6, 7 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных названным приказом, форма заполняется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, установленном приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2011 г. N 22050), паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
При заполнении формы все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому и утверждаемому Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г. N 22313), в последовательности начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно.
Все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (то есть с точностью - до килограмма) для отходов I, II и III классов опасности.
Отходы в виде известняка, доломита, мела, окалины замасленной прокатного производства с содержанием масла менее 15%, шлака печей переплава алюминиевого производства, лома и отходов чугунных, лома и отходов стальных отнесены к IV и V классам опасности, а потому показатели, характеризующие их количество при отражении в отчете формы № 2-ТП, округляются с точностью до одного знака после запятой, чем и объясняется несовпадение показателей в отчете по форме № 2-ТП и первичных данных учета ПАО «КЗФ» (л.д. 47-49).
Например, за 2019 год накопление отхода «окалина замасленная прокатного производства с содержанием масла менее 15%» составило 31,155 тонн (на начало периода 21,620 т. + принято отходов от других лиц 673, 723 т. – использовано 664,188 =31,155 т.). При округлении до одного знака после запятой = 31,2 т.
При внесении этих же показателей в отчет формы № 2-ТП с учетом округлений масса образовавшегося отхода в виде «окалины замасленная прокатного производства с содержанием масла менее 15%» составит 31,1 т. (21,6 +673,7-664,2=31,1т.).
Таким образом, в нарушение требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях факт умышленного сокрытия или искажения ПАО «КЗФ» экологической информации подтверждения не нашел.
При таких обстоятельствах вынесенные в отношении ПАО «КЗФ» постановление и решение не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 сентября 2020 года № 03-01-08/186-2020 и решение Сысертского районного суда Свердловской области от 08 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Ключевский завод ферросплавов» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых указанные постановление и решение были вынесены.
Судья