ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1515/2016 от 01.11.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Сарманова Э.В. дело № 72-1515/2016

Решение

Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 ноября 2016 года жалобу ФИО1 на решение судьи Североуральского городского суда Свердловской области от 15 июля 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Л. от 11 мая 2016 года, оставленным без изменений решением судьи, директору по охране труда и экологии Открытого акционерного общества «Севуралбокситруда» ФИО1 по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Должностным лицом установлено, что ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей допустил несоблюдение Порядка ведения водопользователем – ОАО «Севуралбокситруда» учета качества сбрасываемых сточных и дренажных вод и невыполнение Плана снижения загрязняющих веществ в водные объекты на период с 2014 года по 2018 год.

Правонарушение выявлено в ходе проверки в период с 04 апреля 2016 года по 29 апреля 2016 года.

В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения, поскольку учет качества сбрасываемых вод на предприятии ведется, что отражено в акте проверки, а план снижения загрязняющих веществ является внутренним документом Общества, за его невыполнение не может наступать административная ответственность, кроме того, срок исполнения некоторых пунктов плана еще не наступил. Указывает на нарушения процессуальных норм, выразившиеся в неполном исследовании всех обстоятельств дела и рассмотрении дела с нарушением правил территориальной подведомственности.

Проверив материалы дела, заслушав защитника Брагина А.В., поддержавшего доводы жалобы, пояснения специалистов Г., Л., прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются, согласно п. 4 ст. 23 названного Закона, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Целью установления экологических лимитов является поэтапное снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Именно поэтому в составе документов, подаваемых хозяйствующим субъектом в Росприроднадзор для получения разрешений, устанавливающих лимиты на выбросы (сбросы), обязательно должны быть планы снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов предельно допустимых выбросов по каждому веществу, по которому установлен лимит. Таким образом, лимиты на выбросы и сбросы устанавливаются только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, и невыполнение этого плана образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение правил водопользования.

Должностным лицом установлено и по существу жалобы не оспаривается, что ОАО «СУБР» осуществляет сброс сточных вод в реки Вагран, Сарайная, Калья и Кедровая через 8 выпусков. При выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в указанные водные объекты приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от 17 января 2014 года утвержден план снижения загрязняющих веществ в водные объекты на 2014-2018 годы, согласно которому ОАО «Севуралбокситруда» обязалось в 2014 году разработать технико-экономическое обоснование «Реконструкция очистных сооружений шахты «Черемуховская» и произвести ремонт пруда-отстойника очистных сооружений шахты «Ново-Кальинская», в 2015-2016 годах провести реконструкцию очистных сооружений шахты «Черемуховская», в период с 2015 года до 2018 года установить приборы учета количества сбрасываемых сточных и дренажных вод в водные объекты. На момент проверки Общество не приступило к выполнению указанных мероприятий плана, что отражено в акте проверки.

Поскольку ФИО1 является директором по охране труда и экологии Открытого акционерного общества «Севуралбокситруда», в чьи должностные обязанности входит обеспечение соблюдения предприятием экологических требований, он обоснованно был привлечен к ответственности за нарушение правил пользования водными объектами.

Довод жалобы об отсутствии предусмотренной законом ответственности за невыполнение плана снижения загрязняющих веществ опровергается приведенными нормами действующего законодательства.

То обстоятельство, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок проведения реконструкции очистных сооружений шахты «Черемуховская» не наступил, не влияет на выводы суда, поскольку Общество с января 2014 года и до момента проведения плановой проверки не разработало технико-экономическое обоснование реконструкции, не приняло каких-либо мер, направленных на реконструкцию.

Относительно мероприятия плана по установке приборов учета количества сбрасываемых сточных и дренажных вод в водные объекты суд отмечает следующее. На момент проверки срок выполнения этого пункта плана не истек и установлен до 2018 года, кроме того решением арбитражного суда признано незаконным требование предписания надзорного органа об установке приборов учета, однако указанные обстоятельства на выводы суда не влияют, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует как невыполнение всех запланированных мероприятий в совокупности, так и невыполнение каждого из пунктов плана снижения загрязняющих веществ в отдельности.

Оценив все добытые доказательства в их совокупности, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в невыполнении Плана снижения загрязняющих веществ в водный объект на период с 2014 года по 2018 год, а его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначенное ФИО1 наказание отвечает требованиям закона.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления о назначении административного наказания и вынесенного по жалобе на него решения судьи, не усматривается.

Дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением правил территориальной подведомственности должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, чья юрисдикция распространяется на весь Уральский федеральный округ, в том числе и на г. Североуральск Свердловской области, где было совершено правонарушение.

Признаков малозначительности деяния суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не усмотрел, выводы суда в этой части являются мотивированными, оснований для их переоценки не имеется.

Вместе с тем, вывод должностного лица о несоблюдении ФИО1 Порядка ведения водопользователем – ОАО «Севуралбокситруда» учета качества сбрасываемых сточных и дренажных вод подлежит исключению, поскольку факт совершения ФИО1 указанного правонарушения административным органом не установлен, так как в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания не содержится четкого указания, в чем именно выразилось несоблюдение Порядка ведения учета качества сбрасываемых сточных вод, какие требования этого Порядка были нарушены ФИО1

Согласно акту проверки № 208 от 29 апреля 2016 года контроль качества сбрасываемых сточных вод осуществляется химико-технологической лабораторией очистных сооружений «Красная шапочка» Объединенного энергоцеха ДОРЭО филиал ООО «РУС-Инжиниринг» в соответствии с договором подряда от 03 декабря 2015 года.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Указание в постановлении на несоблюдение Порядка ведения учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод по формам 2.1, 2.2 приказа Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», не может быть признано полным и правильным описанием события административного правонарушения.

Следовательно, событие правонарушения по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части несоблюдения Порядка ведения водопользователем – ОАО «Севуралбокситруда» учета качества сбрасываемых сточных вод административным органом не установлено и не доказано, в оспариваемом постановлении конкретно не указано. Также не исследовано наличие вины ФИО1 по указанному правонарушению.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом, в связи с чем вывод должностного лица о виновности ФИО1 в несоблюдении Порядка ведения водопользователем – ОАО «Севуралбокситруда» учета качества сбрасываемых сточных вод подлежит исключению, а постановление и вынесенное по жалобе на него решение судьи городского суда – изменению.

Руководствуясь ст. 30.9, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Л. от 11 мая 2016 года и решение судьи Североуральского городского суда Свердловской области от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора по охране труда и экологии Открытого акционерного общества «Севуралбокситруда» ФИО1 изменить, исключить вывод о несоблюдении им Порядка ведения водопользователем – ОАО «Севуралбокситруда» учета качества сбрасываемых сточных вод, в остальной части постановлении должностного лица и решение судьи оставить без изменений.

Судья