ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-154/2022 от 17.02.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0003-02-2021-001733-08

дело № 72-154/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2022 года жалобу защитника Локинской Н.В. на постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области, первого заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 1 сентября 2021 года № 29-05-32-315 и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 ноября 2021 года № 12-783/2021, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ТЭН-Сервис» (далее - ООО «УК «ТЭН-Сервис») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

обжалуемым постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ООО «УК «ТЭН-Сервис» за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

В жалобе защитник Локинская Н.В. просит об отмене состоявшихся по делу решений в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку работы по замене тяговых элементов лифта относятся к работам по капитальному ремонту.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Тренина Ю.И., прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 250 000 до 300 000 рублей.

Как следует из материалов дела, 5 июля 2021 года по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. микрорайон Светлый, д. 4, административным органом выявлено несоблюдение ООО «УК «ТЭН-Сервис» требований пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, ч. ч. 1 и 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, а именно: не обеспечено надлежащее исправное состояние общедомового имущества (пассажирского лифта в подъезде № 3).

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО «УК «ТЭН-Сервис» протокола об административном правонарушении от 26 августа 2021 года (л.д. 60-61), который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются обращениями собственников помещений в многоквартирном доме № 4 по ул. микрорайон Светлый в г. Екатеринбурге (л.д. 63, 64), приказом органа лицензионного контроля о проведении внеплановой выездной проверки от 23 июня 2021 года № 29-08-26-509 (л.д. 66), актом проверки от 5 июля 2021 года № 29-08-28-509 (л.д. 67-68), информацией Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 133-134), договором управления многоквартирным домом от 18 апреля 2020 года (л.д. 135-145), лицензией ООО «УК «ТЭН-Сервис» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29 июня 2016 года (л.д. 146-147), которым была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив собранные по делу доказательства, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ООО «УК «ТЭН-Сервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы защитника об отсутствии в действиях ООО «УК «ТЭН-Сервис» состава административного правонарушения несостоятельны.

К лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110).

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 2.3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. п. 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, к общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам на праве общей долевой собственности, относятся лифты, лифтовые и иные шахты.

В силу пп. «г» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, предусмотрено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Таким образом, неисправность лифтового оборудования создает опасность для жизни и здоровья жильцом многоквартирного дома, а работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов относятся к обязанностям управляющей компании.

Согласно приложению № 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденному приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.1999 № 158 (далее - Положение), текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей; капитальный ремонт лифта - ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

В соответствии с п. 3.6.3 названного Положения с целью сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.

В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов:

- электродвигателя главного привода;

- редуктора лебедки или червячной пары редуктора;

- тормозного устройства;

- электрощита (панели) управления лифтом;

- купе кабины;

- ограничителя скорости;

- створок дверей шахты и кабины;

- пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;

- канатоведущего шкива;

- канатов.

При этом работа по замене вышеуказанных узлов не входит в состав технического обслуживания лифта.

Согласно п. 7.6.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2014 года № 93-ст (далее - ГОСТ Р 55964-2014), при капитальном ремонте лифтов проводятся ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой, а также поврежденных узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования. После проведения капитального ремонта лифтов проводятся проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации.

В силу п. 7.6.2 ГОСТ Р 55964-2014 в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в том числе тяговых элементов.

Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.

Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.

Как следует из материалов дела, пассажирский лифт в многоквартирном доме, находящемся под управлением ООО «УК «ТЭН-Сервис», не эксплуатируется с февраля 2021 года и для устранения выявленного повреждения лифта необходима замена тяговых элементов.

Каких-либо мер, направленных на восстановление работоспособности общего имущества многоквартирного дома, ООО «УК «ТЭН-Сервис» до момента проверки не предпринимало.

При рассмотрении настоящей жалобы установлено, что управляющая организация заключила договор со специализированной организацией, работоспособность лифта восстановлена 19 октября 2021 года.

Из содержания ст. ст. 166, 189, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что финансирование работ по капитальному ремонту может осуществляться за счет средств регионального оператора; за счет средств фонда капитального ремонта, формируемых путем уплаты взносов на капитальный ремонт на специальный счет; за счет дополнительных взносов собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1.1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с ч. 4 ст. 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Соответственно, названные положения Жилищного кодекса Российской Федерации не исключают обязанность управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе путем проведения капитального ремонта.

При этом в силу положений жилищного законодательства управляющая компания обязана осуществлять подготовку предложений о выполнении как плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, так и предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем ООО «УК «ТЭН-Сервис» в соответствии с положениями ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации не инициировало проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с целью решения вопроса о проведении работ по капитальному ремонту лифта.

Доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме были проинформированы ООО «УК «ТЭН-Сервис» о необходимости проведения капитального ремонта лифта, в деле не имеется. Сведения о выдвижении юридическим лицом соответствующих предложений в порядке ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют. К производителю оборудования управляющая компания также не обращалась.

Материалы дела также не содержат доказательств обращения управляющей компании с предложением о проведении капитального ремонта к региональному оператору, на счете которого собственниками помещений в многоквартирном доме формируется фонд капитального ремонта.

При таких обстоятельствах должностным лицом и судьей районного суда правильно не установлено фактов принятия ООО «УК «ТЭН-Сервис» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела следует, что правонарушение совершено ООО «УК «ТЭН-Сервис» виновно: оснований полагать, что нарушение законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях исполнения требований закона, не имеется.

Согласно п. 22 Перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, являющегося приложением № 4 к заключенному договору управления, ООО «УК «ТЭН-Сервис» приняло на себя обязательства обеспечить проведение осмотров, техническое обслуживание и ремонт лифтов 1 раз в месяц, обеспечить постоянное проведение аварийного обслуживания лифтов (л.д. 143-145).

Доказательств надлежащего исполнения принятых обязательств суду не представлено. Фактически с 11 февраля 2021 года до 19 октября 2021 года жители многоэтажного дома были лишены возможности пользоваться пассажирским лифтом, а управляющая компания, зная о неисправности общедомового имущества, лишь в марте 2021 года обращалась к застройщику для решения проблемы, однако, получив отказ, никаких иных мер не предприняла, а восстановила работоспособность лифта только после привлечения к административной ответственности и выдачи предписания.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Постановление о привлечении ООО «УК «ТЭН-Сервис» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Порядок привлечения ООО «УК «ТЭН-Сервис» к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «УК «ТЭН-Сервис» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, данных об имущественном положении виновного лица. Наказание в виде административного штрафа назначено ООО «УК «ТЭН-Сервис» с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.

Правовых оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется с учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, наличия непосредственной угрозы безопасности жизни и здоровья людей в результате неисправности общедомового имущества (лифта).

Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении ООО «УК «ТЭН-Сервис» от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, не установлено.

Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене или изменению постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области, первого заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 1 сентября 2021 года № 29-05-32-315 и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 ноября 2021 года № 12-783/2021, вынесенные в отношении ООО «УК «ТЭН-Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда И.О. Григорьев