ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1570/2021 от 13.01.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0027-01-2021-000737-28

дело № 72-22/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2022 года жалобу законного представителя юридического лица ФИО1 на постановление главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора по Северному управленческому округу, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 26 августа 2021 года № 12-09-07/80 и решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 7 октября 2021 года № 12-79/2021, вынесенные в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 55 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее - ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

обжалуемым постановлением должностного лица ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области за сокрытие экологической информации назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи городского суда оставлено без изменения.

В жалобе временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области ФИО1 просит отменить состоявшиеся решения в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения, ссылаясь на заключение договора на оказание услуг по проведению лабораторно-инструментальных замеров атмосферного воздуха для подготовки декларации о воздействии на окружающую среду.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2, ч. ч. 3 и 4 ст. 8.50 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, в период с 19 июля 2021 года по 6 августа 2021 года Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в соответствии с приказом от 14 июля 2021 года № 12-09-01/50-ГК проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области.

Проведенной проверкой установлено, что ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенном по адресу: <...>, которому присвоена II категория (код объекта 65-0266-003498-П), с региональным уровнем надзора. Учреждение имеет 6 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Декларация о воздействии на окружающую среду, в состав которой входит расчет нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, декларируемые объем или масса выбросов, образовываемых и размещаемых отходов, в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области не представлена.

По факту сокрытия экологической информации в отношении ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области 13 августа 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 22-30), а 26 августа 2021 года - постановление о назначении юридическому лицу административного наказания (л.д. 51-59).

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должен был проверить дело в полном объеме, в том числе выполнить требования ст. ст. 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные требования судьей городского суда не выполнены.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года вступили в силу дифференцированные меры государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Пунктом 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в ч. 1 настоящей статьи разрешений и документов (ч. 1.2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с п. 2 ст. 31.2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, согласно п. 9 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Делая вывод о доказанности вины ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей не выяснено, имеет ли учреждение какие-либо разрешения и документы, указанные в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ), полученные до 1 января 2019 года, и если имеет, то когда у них истекает срок действия.

Только один факт отсутствия у ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области декларации о воздействии на окружающую среду не свидетельствует о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при прямом указании в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» о том, что декларацию о воздействии на окружающую среду необходимо представить в уполномоченный орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в ч. 1 настоящей статьи разрешений и документов. Имеющиеся материалы не содержат сведений о том, выдавалось ли учреждению разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливались ли лимиты на выбросы загрязняющих веществ.

Наряду с этим, судья городского суда, оставляя без изменения постановление должностного лица административного органа, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме не истребовал и не исследовал, нарушив требования п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении судьей городского суда принципа полноты и всесторонности рассмотрения дела, закрепленного в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о существенном нарушении процессуальных требований.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Допущенные судьей городского суда нарушения норм процессуального права являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела и привели к неправильному его разрешению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенные существенные нарушения влекут отмену решения судьи с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При повторном рассмотрении жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении, судье городского суда следует учесть вышеизложенное, истребовать материалы дела об административном правонарушении и дополнительную информацию о выдаче учреждению разрешений и документов, правильно установить фактические обстоятельства дела, оценить все доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выполнить требования ст. ст. 24.1, 26.1 названного Кодекса, и, в зависимости от этого, разрешить вопрос о виновности или невиновности ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области в инкриминируемом деянии.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 7 октября 2021 года № 12-79/2021, вынесенное в отношении ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда И.О. Григорьев