Судья Плешевеня О.В. дело №72-157/2020
Р Е Ш Е Н И Е
01 июня 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» - ФИО1 на постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области – заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года № о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 21 февраля 2020 года, определение о прекращении производства по делу по жалобе на представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 21 февраля 2020 года,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области – заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года № юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» (далее – ООО «Сахалинуголь-3», Общество) привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 21 февраля 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, генеральный директор ООО «Сахалинуголь-3» ФИО1 просит указанные постановление должностного лица, решение судьи Невельского городского суда и определение о прекращении производства по жалобе на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о его незаконности.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Общества ФИО2, поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 данной статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Из материалов дела следует, что между министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ООО « «Сахалинуголь-3» заключен договор аренды лесного участка от 07 октября 2013 года №, по условиям которого министерство предоставило, а Общество приняло во временное возмездное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной федеральной собственности, площадью 82,8 га, расположенный по адресу: Сахалинская область, муниципальное образование «Невельский городской округ», земли лесного фонда Невельского лесничества, в кварталах <адрес> Невельского участкового лесничества для геологического изучения недр, разработки месторождения полезного ископаемого (разведки и добычи угля на участке Лопатинский-Восточный» Горнозаводского буроугольного месторождения, согласно лицензии на право пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ. №). Срок действия договора до 01 марта 2038 года.
Пунктом 5.2.11 указанного договора аренды установлено, что арендатор обязан соблюдать не предоставленном в аренду лесном участке правила пожарной и санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 5.2.13 договора аренды при осуществлении использования лесного участка не допускается захламление прилегающей территории строительными, промышленными, бытовыми и иными отходами, мусором.
Согласно пункту 5.2.14 договора аренды при осуществлении использования лесов арендатор обязан обеспечивать регулярное проведение очистки используемого лесного участка и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором.
Из содержания протокола от 17 июня 2019 года № и оспариваемого постановления от 21 октября 2019 года №-ДО следует, что 16 мая 2019 года в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах участковым лесничим Невельского лесничества и государственным инспектором по охране леса Невельского лесничества - филиала Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области выявлено, что в квартале <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества в координатах <данные изъяты> и выдела <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества в координатах <данные изъяты> в границах лесного участка, переданного в аренду ООО «Сахалинуголь-3», в нарушение пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года №607, захламлены лесные участки твердыми бытовыми отходами, образовавшимися в результате строительных и отделочных работ, а также бытовыми отходами.
Площадь территории лесного фонда на которой обнаружены твердые бытовые отходы и отходы производства составила: в выделе <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества 80 м2., в выделе <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества 30 м2.
Судом в ходе рассмотрения жалобы установлено и не оспаривалось защитниками Общества, что выделы 3 и 14 ранее являлись выделами 2 и 7, переданными Обществу по договору аренды, что также подтверждается материалами дела: актом осмотра и обследования территории, картой-схемой, таксационным описанием и схемой расположения лесного участка.
Сомнений в принадлежности отходов производства ООО «Сахалинуголь-3» не возникает, поскольку свободный проезд на территорию загрязненного отходами производства лесного участка, находящегося в пользовании Общества на основании договора аренды лесного участка, невозможен.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом осмотра, обследования территории лесного участка от 16 мая 2019 года №; фототаблицей; схемой расположения лесного участка; договором аренды лесного участка от 07 октября 2013 года № таксационным описанием Участкового лесничества Невельского лесничества Невельского по состоянию на 01 января 2019 года, протоколом об административном правонарушении от 17 июня 2019года №, которым дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких данных, должностное лицо министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Сахалинуголь-3» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность постановления должностного лица, исследовав фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе на предмет их относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, судья Невельского городского суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о получении доказательств по делу с нарушением статей 8.3, 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, а также пункта 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований», утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373, были предметом исследования судьей городского суда и обоснованно отклонены.
Согласно статье 8.3 Федерального закона №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относится, в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (часть 1).
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 4).
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 5).
Указанному положению закона корреспондирует часть 2 статьи 13.2 Федерального закона №294, в соответствии с которой в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования данных норм следует, что принятие решения о назначении внеплановой проверки является не обязанностью, а правом органа государственного контроля (надзора). Назначение такой проверки является возможным, но не единственным мероприятием и не исключает реализацию должностными лицами органов государственного контроля (надзора) иных установленных действующим законодательством полномочий.
В данном случае факт захламления лесных участков выявлен должностными лицами Невельского лесничества в рамках патрулирования лесов.
Непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент выявления административного правонарушения взаимодействия административного органа и ООО «Сахалинуголь-3» не требовалось.
Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований лесного и природоохранного законодательства, а также правил пожарной безопасности.
Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона №294 могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.
Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выданное руководителем структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года, не подлежит обжалованию в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку является ненормативным правовым актом несудебного органа и может быть оспорен в соответствии с параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, судья городского суда обоснованно прекратил производство по жалобе в части оспаривания представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, наказание юридическому лицу назначено в минимальном размере санкции части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи Невельского городского суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области – заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года № и решение судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 21 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая