ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-157/20 от 01.06.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Плешевеня О.В. дело №72-157/2020

Р Е Ш Е Н И Е

01 июня 2020 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» - ФИО1 на постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области – заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 21 февраля 2020 года, определение о прекращении производства по делу по жалобе на представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 21 февраля 2020 года,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области – заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» (далее – ООО «Сахалинуголь-3», Общество) привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Решением судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 21 февраля 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, генеральный директор ООО «Сахалинуголь-3» ФИО1 просит указанные постановление должностного лица, решение судьи Невельского городского суда и определение о прекращении производства по жалобе на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о его незаконности.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Общества ФИО2, поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 данной статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Из материалов дела следует, что между министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ООО « «Сахалинуголь-3» заключен договор аренды лесного участка от 07 октября 2013 года , по условиям которого министерство предоставило, а Общество приняло во временное возмездное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной федеральной собственности, площадью 82,8 га, расположенный по адресу: Сахалинская область, муниципальное образование «Невельский городской округ», земли лесного фонда Невельского лесничества, в кварталах <адрес> Невельского участкового лесничества для геологического изучения недр, разработки месторождения полезного ископаемого (разведки и добычи угля на участке Лопатинский-Восточный» Горнозаводского буроугольного месторождения, согласно лицензии на право пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ. ). Срок действия договора до 01 марта 2038 года.

Пунктом 5.2.11 указанного договора аренды установлено, что арендатор обязан соблюдать не предоставленном в аренду лесном участке правила пожарной и санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 5.2.13 договора аренды при осуществлении использования лесного участка не допускается захламление прилегающей территории строительными, промышленными, бытовыми и иными отходами, мусором.

Согласно пункту 5.2.14 договора аренды при осуществлении использования лесов арендатор обязан обеспечивать регулярное проведение очистки используемого лесного участка и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором.

Из содержания протокола от 17 июня 2019 года и оспариваемого постановления от 21 октября 2019 года -ДО следует, что 16 мая 2019 года в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах участковым лесничим Невельского лесничества и государственным инспектором по охране леса Невельского лесничества - филиала Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области выявлено, что в квартале <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества в координатах <данные изъяты> и выдела <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества в координатах <данные изъяты> в границах лесного участка, переданного в аренду ООО «Сахалинуголь-3», в нарушение пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года №607, захламлены лесные участки твердыми бытовыми отходами, образовавшимися в результате строительных и отделочных работ, а также бытовыми отходами.

Площадь территории лесного фонда на которой обнаружены твердые бытовые отходы и отходы производства составила: в выделе <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества 80 м2., в выделе <адрес> Невельского участкового лесничества Невельского лесничества 30 м2.

Судом в ходе рассмотрения жалобы установлено и не оспаривалось защитниками Общества, что выделы 3 и 14 ранее являлись выделами 2 и 7, переданными Обществу по договору аренды, что также подтверждается материалами дела: актом осмотра и обследования территории, картой-схемой, таксационным описанием и схемой расположения лесного участка.

Сомнений в принадлежности отходов производства ООО «Сахалинуголь-3» не возникает, поскольку свободный проезд на территорию загрязненного отходами производства лесного участка, находящегося в пользовании Общества на основании договора аренды лесного участка, невозможен.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом осмотра, обследования территории лесного участка от 16 мая 2019 года ; фототаблицей; схемой расположения лесного участка; договором аренды лесного участка от 07 октября 2013 года таксационным описанием Участкового лесничества Невельского лесничества Невельского по состоянию на 01 января 2019 года, протоколом об административном правонарушении от 17 июня 2019года , которым дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких данных, должностное лицо министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Сахалинуголь-3» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя законность постановления должностного лица, исследовав фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе на предмет их относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, судья Невельского городского суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о получении доказательств по делу с нарушением статей 8.3, 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, а также пункта 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований», утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373, были предметом исследования судьей городского суда и обоснованно отклонены.

Согласно статье 8.3 Федерального закона №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относится, в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (часть 1).

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 4).

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 5).

Указанному положению закона корреспондирует часть 2 статьи 13.2 Федерального закона №294, в соответствии с которой в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования данных норм следует, что принятие решения о назначении внеплановой проверки является не обязанностью, а правом органа государственного контроля (надзора). Назначение такой проверки является возможным, но не единственным мероприятием и не исключает реализацию должностными лицами органов государственного контроля (надзора) иных установленных действующим законодательством полномочий.

В данном случае факт захламления лесных участков выявлен должностными лицами Невельского лесничества в рамках патрулирования лесов.

Непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент выявления административного правонарушения взаимодействия административного органа и ООО «Сахалинуголь-3» не требовалось.

Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований лесного и природоохранного законодательства, а также правил пожарной безопасности.

Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона №294 могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.

Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выданное руководителем структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года, не подлежит обжалованию в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку является ненормативным правовым актом несудебного органа и может быть оспорен в соответствии с параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного, судья городского суда обоснованно прекратил производство по жалобе в части оспаривания представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, наказание юридическому лицу назначено в минимальном размере санкции части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи Невельского городского суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области – заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 октября 2019 года и решение судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 21 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая