ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-162/20 от 03.03.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Богородская Е.Г. Дело № 72-162/2020

Решение

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2020 года жалобу защитника АО «Аргус СФК» ФИО1 на решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 03 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26 августа 2019 года № 12-13-08/815 АО «Аргус СФК», как арендатору лесных участков в целях заготовки древесины, по ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение требований, предусмотренных п. 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, допущенное в местах рубок леса на площади 0,1 гектара в выделе 5 квартала 390 участка Сосьвинский Сосьвинского участкового лесничества ГКУ СО «Сотринское лесничество» и выразившееся в сдвигании бульдозером порубочных остатков (пней, валежника, сломанного подроста) к краю леса.

Решением судьи указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник АО «Аргус СФК» ФИО1 просит об отмене состоявшихся решений, ссылаясь на неуведомление Общества на проведение осмотров лесосек 26, 29, 30 апреля и 07, 21 мая 2019 года, а также на незаблаговременное уведомление о дате составления протокола об административном правонарушении и несвоевременное его направление в адрес юридического лица.

В письменных возражениях на жалобу должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, вынесшее постановление о назначении наказания, просило решение судьи оставить без изменения, жалобу защитника Общества без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника АО «Аргус СФК» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, М.О.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Частью 1 ст. 8.31 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Согласно ч. 4 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

Как видно из материалов дела, в ходе осмотра мест рубок, проведенного в период с 26 апреля по 21 мая 2019 года, лесничим Сосьвинского участкового лесничества ГКУ СО «Сотринское лесничество» Р.А.Л., выявлено, что арендатором по договору аренды от 02 ноября 2009 года № 530 - АО «Аргус СФК», допущено нарушение п. 15 Правил санитарной безопасности в лесах, выразившееся в сдвигании бульдозером к краю леса на площади 0,1 гектара в выделе 5 квартала 390 участка Сосьвинский Сосьвинского участкового лесничества ГКУ СО «Сотринское лесничество» порубочных остатков (пней, валежника, сломанного подроста), что отражено в акте (л.д. 38-40).

Вместе с тем, Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 утверждены Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядок осмотра лесосеки.

В соответствии с п. 4 Приложения 4 к Приказу № 367 лицо, осуществляющее осмотр лесосек, обязано за 10 дней до проведения осмотра лесосек предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.

Вместе с тем, из извещения от 02 апреля 2019 года о проведении осмотра лесосек и из докладной записки (л.д. 52-53) видно, что 18 апреля 2019 года осмотр лесосек не состоялся ввиду неявки представителя АО «Аргус СФК». Акт осмотра от указанной даты не составлялся.

Из акта осмотра лесосеки от 28 июня 2019 года (л.д. 38-39), следует, что осмотр лесосеки произведен лесничим без участия представителя АО «Аргус СФК».

При этом, материалы дела также не содержат извещения АО «Аргус СФК» о проведении осмотра лесосеки 28 июня 2019 года.

Таким образом, осмотр лесосеки 28 июня 2019 года осуществлен должностным лицом Минприроды без извещения законного представителя АО «Аргус СФК» о дате, времени и месте осмотра, чем нарушены требования п. 4 Приложения 4 Правил санитарной безопасности в лесах об обязательном извещении лица, осуществляющего лесосечные работы об осмотре лесосек, в связи с чем акт осмотра лесосеки от 28 июня 2019 года, положенный в основу оспариваемого постановления, не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим факт нарушения АО «Аргус СФК».

Иных доказательств подтверждающих факт нарушения АО «Аргус СФК» лесного законодательства должностным лицом контролирующего органа не представлено.

Таким образом, должностным лицом Минприроды и судьей районного суда положения ст. ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела не выполнены, доводы о не уведомлении юридического лица о проведении осмотра лесосек не проверены.

Поскольку данное нарушение является существенным, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.

Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26 августа 2019 года № 12-13-08/815 о назначении АО «Аргус СФК» административного наказания по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ и вынесенное по жалобе на него решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 03 декабря 2019 года отменить.

Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.

Судья Н.В. Краснова