СудьяШишкин О.В. дело№ 72-171/2017
РЕШЕНИЕ
22 мая 2017 г. г. Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу М.М.В. на решение судьи Охинского городского суда от 28 февраля 2017 г. по делу о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением исполняющего обязанности Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора от 28 ноября 2016 г. в отношении специалиста по охране окружающей среды 1 категории общества с ограниченной ответственностью «Р.» (далее – ООО «Р.», Общество) М.М.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное постановление с другими материалами направлено для рассмотрения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее – Управление Росприроднадзора по Сахалинской области).
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 07 декабря 2016 г. № №М.М.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное постановление М.М.В. обжаловал в суд.
Решением судьи Охинского городского суда от 28 февраля 2017 г. постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, М.М.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что факельное сжигание в технологическом амбаре пластового флюида является аварийным источником выброса загрязняющих веществ, что исключает необходимость получения специального разрешения. Обращает внимание, что в момент проверки не устанавливались количество и концентрация вредных веществ, а также факт их превышения над установленными нормативами.
Проверив материалы дела, выслушав М.М.В. и его защитника П.Е.А., поддержавших жалобу, помощника Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора П.А.В., возразившего против ее удовлетворения, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что для должностных лиц влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной сотрудниками Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, выявлено, что в период с 07 по 11 октября 2016 г. ООО «Р.» осуществляло сжигание образовавшегося в процессе бурения нефтяной скважины № на месторождении «Лебединское» пластового флюида (нефть, газ, вода) в технологическом амбаре в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Поскольку в должностные обязанности специалиста 1 категории отдела по охране окружающей среды Общества входит соблюдение природоохранного законодательства в зоне деятельности предприятия, участие в работе по экологическому нормированию, оформлению нормативов и разрешительных документов в сфере экологической деятельности, М.М.В., занимающий указанную должность и не исполнивший данные обязанности, привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом организации (ее структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (правовая позиция, сформулированная в пунктах 4 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Анализ положений должностной инструкции специалиста 1 категории отдела по охране окружающей среды ООО «Р.» М.М.В. свидетельствует о том, что последний не наделен организационно-распорядительными полномочиями, подчиняется приказам и распоряжениям генерального директора Общества, его заместителей и непосредственно начальнику отдела по охране окружающей среды, в своем подчинении работников не имеет, не принимает решений, имеющих юридическое значение, а является лишь исполнителем, так как участвует в проведении работы по оформлению нормативов и разрешительных документов в сфере экологической деятельности Общества (пункт 3.16).
Таким образом, по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях М.М.В. не является должностным лицом, подлежащим административной ответственности, в связи с чем не может быть признан субъектом вмененного ему административного правонарушения.
При таких данных, постановление должностного лица административного органа и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях М.М.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а :
решение судьи Охинского городского суда от 28 февраля 2017 г. и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области от 07 декабря 2016 г. № № отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях М.М.В. состава административного правонарушения.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова