ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1746/2021 от 09.02.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-188/2022

УИД: 66RS0004-01-2021-012592-20

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 9 февраля 2022 года жалобу защитника Черняевой А.Д. на постановление и.о. начальника Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 30 сентября 2021 года № 7806094818-2П и решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 декабря 2021 года № 12-2306/2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи районного суда, генеральному директору общества с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР» (далее - ООО «ВЕКТОР») ФИО1 за нарушение требований валютного законодательства назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе защитник просит об отмене состоявшихся решений и прекращении производства по делу в связи с допущенными процессуальными нарушениями при производстве по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Мелкозерову В.С., оснований для отмены или изменения состоявшихся решений не нахожу в связи со следующим.

За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности).

Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии с пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 данной статьи.

Согласно пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 указанного Федерального закона, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Установленные ч. 2 ст. 14 названного Федерального закона требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.

Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в Российской Федерации на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной.

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в Российской Федерации, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. «а» п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция).

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных положений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле ООО «ВЕКТОР» (юридическое лицо - резидент), руководителем которого является ФИО1, по адресу: <...> ЛИТЕР Е, офис 101 осуществлялась валютная операция - выплата заработной платы работникам - нерезидентам У., С., РХ., Т., СМ., К., М., МА., Р., являющиеся иностранными гражданами, постоянно в Российской Федерации не проживающими и не имеющими вида на жительство, за период с 1 января по 31 декабря 2020 года наличными денежными средствами, то есть без использования банковского счета в уполномоченном банке, в общей сумме 154561 рубль 82 копейки.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении от 17 сентября 2021 года (л.д. 18-21), который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: справками о доходах и суммах налога физических лиц – иностранных граждан (л.д. 36-45), требованием о предоставлении документов (л.д. 45-48), ответом миграционной службы (л.д. 60-61), поручением на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 27 августа 2021 года (л.д. 62), актом проверки валютного законодательства от 30 августа 2021 года (л.д. 63-65), справкой о проведении проверки от 30 августа 2021 года (л.д. 66-68), диском с финансовыми платежными поручениями, в которых фамилии иностранных лиц выявленных при проверке не содержатся (л.д. 83).

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей обоснованно сделан вывод о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому его действия квалифицированы правильно.

Действующим валютным законодательством Российской Федерации на ФИО1, как на руководителя организации - резидента, возложена императивно установленная обязанность осуществлять валютные операции с физическими лицами - нерезидентами исключительно через счета в уполномоченных банках, несоблюдение которой влечет за собой ответственность. Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, ФИО1 должен не только знать о существовании обязанностей в данной сфере, но и обеспечивать их выполнение. В указанном случае ФИО1 ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, контроль за соблюдением валютного законодательства им не был обеспечен. Иного из материалов дела не следует.

Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения, сводящиеся к несогласию с приведенными выше правовыми нормами, несостоятельны.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20 июля 2021 года № 1664-О, положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», не допускающие возможность осуществления юридическим лицом - резидентом расчетов с физическими лицами - нерезидентами по выплате заработной платы наличными денежными средствами, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.

Доказательств невозможности исполнения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ФИО1 не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Требования и запреты валютного законодательства установлены не в целях защиты интересов работников, а с целью обеспечения устойчивости финансовой системы Российской Федерации. Заключая трудовой договор с иностранным гражданином, ФИО1, как руководитель юридического лица, принял на себя все риски, связанные с осуществлением расчетов с данным лицом.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Соответственно, реализация норм трудового права при выплате резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.

Отсутствие у работника-нерезидента счета, открытого в уполномоченном банке для перечисления заработной платы, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения. Данный подход нашел отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2021 года № 310-ЭС21-24927.

Доводы жалобы о нарушении проведения должностными лицами налоговой инспекции проверки не основаны на законе.

Так, из материалов дела следует, что в ходе анализа справок на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2020 год должностными лицами налоговой инспекции было выявлено получение дохода иностранными гражданами от ООО «ВЕКТОР».

Для установления соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) в силу п. 3 ч. 1 ст. 23 указанного закона налоговые органы имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ налоговые органы вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

В направленном требовании № 611154 от 22 июня 2021 года должностным лицом налоговой инспекции запрошены у ООО «ВЕКТОР» именно те сведения, которые подлежали проверки по иностранным гражданам, являющихся нерезидентами (л.д. 45-48).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ на резидентов возложена обязанность представлять органам валютного контроля такие документы и информацию, поскольку указанная проверка проводилась в рамках Федерального закона № 173-ФЗ и не была связана с проведением проверки сделок на соответствие Налогового кодекса Российской Федерации.

Наряду с этим, процедуры назначения и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства регламентированы Административным регламентом ФНС России по валютному контролю, утвержденного Приказом ФНС России от 26 августа 2019 года № ММВ-7-17/418с.

Исходя из изложенного, налоговый орган вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые необходимы для осуществления предпроверочного анализа субъекта проверки и принятия решения о целесообразности или нецелесообразности проведения проверки.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 года № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля».

Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона № 173-ФЗ, и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям валютного законодательства.

Таким образом, порядок проведения проверки должностными лицами налогового органа не нарушен, доказательства, полученные при проведении проверки, отвечают требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются допустимыми, относимыми.

Состоявшееся решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 августа 2021 года в отношении ООО «ВЕКТОР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеет преюдициального значения по настоящему делу.

Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. По существу доводы жалобы являются аналогичными доводам, которые были предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для переоценки выводов должностного лица и судьи не имеется, выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения являются мотивированными и правильными. Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО1, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также данных о личности виновного лица. Наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.

С учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку правонарушение затрагивает общественные отношения в области финансов и валютного законодательства Российской Федерации.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.

Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене постановления и решения по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление и.о. начальника Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 30 сентября 2021 года № 7806094818-2П и решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 декабря 2021 года № 12-2306/2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Ю.А. Филиппова