ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-176/15 от 17.08.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья – Лукша Е.Н. дело № 72-176/15

Р Е Ш Е Н И Е

17 августа 2015 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу заместителя начальника отдела экологического надзора управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее по тексту – управления Росприроднадзора по Сахалинской области) ФИО на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2015 года по делу о привлечении ДАН к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

Сахалинской транспортной прокуратурой во исполнение задания Дальневосточной транспортной прокуратуры с участием должностных лиц управления Росприроднадзора по Сахалинской области проведена проверка соблюдения структурными подразделениями филиалов открытого акционерного общества <данные изъяты>, его дочерними и зависимыми обществами в пределах <данные изъяты> законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

Проверкой установлено, что в результате деятельности <данные изъяты> в 2013-2014 года образованы отходы различных классов опасности, включая мусор от бытовых помещений организации несортированный, относящийся к 4 классу опасности, который передан <данные изъяты>, на балансе которого находятся помещения <данные изъяты>. 01 января 2013 года ОАО «<данные изъяты>» в лице начальника <данные изъяты> (заказчик) с ООО «<данные изъяты>» (исполнитель) заключен договор на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов; 07 марта 2014 года договор на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов заключен между ОАО «<данные изъяты>» в лице <данные изъяты> (эксплуатирующей организацией) и ООО «<данные изъяты>».

Поскольку <данные изъяты>, являясь собственником отходов, передало их на размещение ООО «<данные изъяты>», не имеющему разрешение на осуществление деятельности по размещению отходов 4 класса опасности, и допустило их размещение на объекте (свалке города Южно-Сахалинска), который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, чем нарушило часть 3 статьи 4 и часть 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в отношении <данные изъяты>ДАН, являющегося ответственным за соблюдением в депо требований в области природоохранного законодательства, заместителем Сахалинского транспортного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением государственного инспектора по охране природы управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области от 31 декабря 2014 года ДАН привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2015 года указанное постановление отменено, производство по делу о привлечении ДАН к административной ответственности прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На указанное решение заместителем начальника отдела экологического надзора управления Росприроднадзора по Сахалинской области ФИО, вынесшим постановление по делу, принесена жалоба, в которой он просит его отменить, поскольку полагает, что непринятие указанным должностным лицом мер по поиску организации, имеющей лицензию на размещение опасных отходов, свидетельствует о наличии в его бездействии вины, образующей состав вмененного ему правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ДАН, возразившего против доводов жалобы, заключение прокурора ФИО2, полагавшего решение судьи незаконным и подлежащим отмене, прихожу к следующему.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Размещение отходов – это хранение и захоронение отходов.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В силу части 7 статьи 12 вышеназванного Закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ДАН, ООО «<данные изъяты> в 2013 и первом полугодии 2014 года передано право распоряжения отходами от производственной деятельности <данные изъяты> их вывоза и утилизации, тогда как лицензия на размещение отходов у него отсутствовала.

Вместе с тем, согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В должностные обязанности главного инженера <данные изъяты>ДАН входит, в частности, осуществление контроля за соблюдением требований природоохранных и санитарных органов (пункт 7.1.8 должностной инструкции).

Приказом и.о. начальника <данные изъяты> от 31 января 2014 года № на ДАН возложена организация работ по обеспечению в <данные изъяты> экологической безопасности.

Согласно пункту 1.2 приказа начальника <данные изъяты> от 07 октября 2014 года № «<данные изъяты>» главный инженер организует работу по обеспечению экологической безопасности в <данные изъяты>, осуществляет контроль за выполнением требований в области природоохранного законодательства.

01 июля 2013 года распоряжением ОАО «<данные изъяты>» № утвержден единый корпоративный стандарт ОАО «<данные изъяты>» предоставления и обслуживания помещений. Целью данного стандарта является обеспечение порядка эффективного взаимодействия между пользователем и эксплуатационным подразделением в процессе использования объектов, предоставленных функциональным филиалам и иным структурным подразделениям ОАО «<данные изъяты>». В пункте 6.1 Стандарта закреплено, что пользователь объекта (<данные изъяты>) обязан представлять информацию об объёмах образования отходов, местах размещения и графики образования отходов для организации работ по их вывозу и утилизации, а также совместно с ответственными лицами эксплуатирующей организации осуществлять контроль за выполнением графика вывоза твердых бытовых отходов и визировать акты выполненных работ; эксплуатирующее подразделение (подразделение, заявившее о намерении осуществлять эксплуатацию объекта, - <данные изъяты>) в силу пункта 7.1 Стандарта заключает договоры на утилизацию и размещение твердых бытовых отходов 4-5 классов, образующихся от хозяйственной деятельности пользователей помещений.

Во исполнение положений приведенного Стандарта отходы от <данные изъяты> переданы <данные изъяты> для дальнейшей передачи на утилизацию (обезвреживание) и их размещения в ООО «<данные изъяты>».

Акты приема-передачи отходов от <данные изъяты> подписаны начальником депо.

Договоры на оказание ООО «<данные изъяты>» услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов заключены собственником отходов - юридическим лицом ООО «<данные изъяты>» в лице <данные изъяты>.

В согласовании указанных договоров ДАН участия не принимал.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в должностные обязанности главного инженера <данные изъяты>ДАН входит организация работы и осуществление контроля за выполнением требований природоохранного законодательства непосредственно указанного структурного подразделения (<данные изъяты>), в соответствии с установленными в ОАО «<данные изъяты>» требованиями непосредственно размещение отходов в его обязанности не входит и фактически не осуществлось, договоры на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов заключены собственником отходов - юридическим лицом ОАО «<данные изъяты>», оснований для вывода о непринятии ДАН мер по поиску организации, имеющей лицензию на размещение опасных отходов, и в связи с этим несоблюдение им экологических требований при размещении отходов не имеется.

В этой связи судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела экологического надзора управления Росприроднадзора по Сахалинской области ФИО – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова