Дело № 72-17/2019РЕШЕНИЕСудья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев в г. Кургане 22 января 2019 г. жалобу Алешиной С.А. на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 22 июня 2018 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 14 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Корешевой И.С. от 22 июня 2018 г. <...> Алешина С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 14 ноября 2018 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения. В жалобе в Курганский областной суд Алешина С.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. Ссылаясь на содержание Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение), считает, что по делу неверно определен субъект правонарушения. При рассмотрении жалобы Алешина С.А. на ее доводах настаивала.Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.Согласно положениям ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями привлекаются подрядные организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Порядок привлечения подрядных организаций к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту, установлен соответствующим Положением, которым предусмотрен предварительный отбор таких подрядных организаций и формирование по итогам предварительного отбора реестра квалифицированных подрядных организаций, которые впоследствии вправе участвовать в проводимых региональным оператором, органами власти закупках (торгах), предметом которых выступают оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.Предварительный отбор подрядных организаций осуществляет комиссия, создаваемая органом по ведению реестра, которым определяется персональный состав комиссии и порядок ее работы (п.12 Положения).В состав комиссии по проведению предварительного отбора помимо должностных лиц органа по ведению реестра подлежат включению также представители органов исполнительной власти и общественности (п. 13 Положения). По результатам рассмотрения заявок организаций, комиссия, проверив их на соответствие установленным требованиям, принимает решение о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций, оформляя принятое решение соответствующим протоколом (п.15 Положения). Из материалов дела следует, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 приказом <...> от 19 октября 2016 г. № создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, утвержден состав и порядок работы комиссии (приложения 1 и 2 к приказу); членом комиссии определена <...> Алешина С.А.16 июня 2017 г. <...> опубликовано извещение о проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе замене лифтов. 19 июля 2017 г. присутствовавшими на заседании членами комиссии, в том числе Алешиной С.А., рассмотрены 13 поступивших заявок участников предварительного отбора, при этом 11 заявок были признаны несоответствующими требованиям документации по предварительному отбору. Решение комиссии оформлено протоколом от 19 июля 2017 г., лично подписанным каждым из участвовавших в работе комиссии лицом, включая Алешину С.А. Решениями Управления федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 15 августа 2017 г., действия <...>, как организатора проведения предварительного отбора, выразившиеся в неправомерном отклонении комиссией заявок, признаны нарушающими нормы Положения о порядке привлечения подрядных организаций; <...> выдано предписание с требованием повторного рассмотрения заявок и внесения изменений в протокол заседания комиссии от 19 июля 2017 г. Действия Алешиной С.А., как члена комиссии и должностного лица, по принятию в составе комиссии на заседании 19 июля 2017 г. решения об отклонении заявок <...><...><...> и не включению указанных участников в реестр подрядных организаций, были расценены как незаконные и содержащие признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем 8 июня 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении, а 22 июня 2018 г. врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вынесено постановление о назначении Алешиной С.А. административного наказания.Отказывая Алешиной С.А. в удовлетворении ее жалобы в полном объеме, судья отклонил доводы жалобы на постановление должностного лица, не усмотрев оснований для его отмены. В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.Нахожу, что выводы судьи о наличии у Алешиной С.А. признаков должностного лица, как специального субъекта административной ответственности за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, прямо противоречат положениям ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылки на которую приведены в обжалуемом судебном акте. Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Частью 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность должностных и юридических лиц за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса.Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.Из вышеприведенных положений законодательства следует, что субъектом ответственности по ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не любое должностное лицо, осуществляющее исполнение обязанностей члена коллегиального органа, создаваемого при (в) государственном органе, органе местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а только лица, специально наделенные полномочиями по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, а также члены комиссий (конкурсных, аукционных, котировочных, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, единых), специально создаваемых заказчиком в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как видно из имеющихся в деле материалов, созданная приказом <...> от 19 октября 2016 г. № комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, членом которой по состоянию на 19 июля 2017 г. являлась Алешина С.А., статусом и полномочиями конкурсной либо аукционной комиссии не обладает. Регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 «предварительный отбор» подрядных организаций является лишь частью процедуры закупки, торгов (п. 2 Положения), в результате которого осуществляется только формирование реестра подрядных организаций субъекта Российской Федерации, имеющих право в дальнейшем принимать участие в закупках, но не решение вопроса о допуске конкретного поставщика к участию в конкурсных процедурах на оказание услуг и (или) выполнение конкретных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор. Закупки товаров, работ, услуг в указанных целях выполняет специализированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – региональный оператор, путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615).Вопросы, непосредственно связанные с осуществлением закупок услуг и (или) работ по капитальному ремонту, разрешает иная комиссия, создаваемая до начала проведения закупки заказчиком (региональным оператором), который определяет ее состав и порядок ее работы; именно данная комиссия по осуществлению закупок, а не комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, осуществляет рассмотрение заявок на участие в закупках включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, принимает решения о недопуске этих заявок на участие в аукционе и ведет соответствующие протоколы, отражающие принятие решений членами комиссии (пп. 80, 83, 103, 157 Положения).Учитывая изложенное, вывод судьи городского суда о том, что <...> Алешина С.А. является субъектом вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.При таких обстоятельствах постановление должностного лица и судебный акт, вынесенные в отношении Алешиной С.А., подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,решил:постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 22 июня 2018 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 14 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алешиной Светланы Анатольевны отменить, производство по которому прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.Судья С.Н. Менщиков