Судья Е.Н.Лукша дело № 72-182/2016
Р Е Ш Е Н И Е
12 мая 2016 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>Д.Д.А. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 15 января 2016 года по делу о привлечении указанного общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением исполняющего обязанности Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора от 20 июля 2015 года в отношении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением главного государственного инспектора оперативного отдела государственного регулирования и организации рыболовства Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Л.А.В. от 05 августа 2015 года ООО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением заместителя руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21 августа 2015 года названное постановление оставлено без изменения.
Данное постановление и решение директор ООО <данные изъяты>Д.Д.А обжаловала в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 15 января 2016 года обжалуемые постановление и решение оставлены без изменения.
На решение судьи директором ООО <данные изъяты>Д.Д.А. принесена жалоба, в которой она просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что общество лишь является арендатором земельного участка, а деятельность по организации кафе осуществляет предприниматель Д.Д.А., которая и обязана согласовывать свою деятельность с соответствующими органами. Указывает, что озеро Верхнее является искусственным водоемом, созданным путем преграждения реки Рогатка дамбой, поэтому деятельность общества не влияет на сохранность водных биоресурсов в озере в связи с их отсутствием там. Просит квалифицировать данное правонарушение как малозначительное.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО <данные изъяты>Х.Д.С.., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям и просившего снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, заключение помощника Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора П.А.В. об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу частей 1, 2, 4, 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной или иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока, для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере сто метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания осуществляется в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование, в том числе, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил установлено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
Следовательно, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Из материалов дела следует, что в городе Южно-Сахалинске на территории городского парка в водоохранной зоне озера Верхнее, созданного на реке Рогатка, имеющей протяженность 10 км, путем преграждения русла дамбой, функционирует кафе <данные изъяты> представляющее из себя шатер с напольным покрытием из досок и размещением столиков для отдыхающих.
Земельный участок, на котором расположено кафе <данные изъяты> принадлежит ООО <данные изъяты> на основании договора аренды земельного участка от 23 сентября 2010 года №, заключенного с департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска.
ООО <данные изъяты> заключило с индивидуальным предпринимателем Д.Д.А договор о совместной деятельности от 22 мая 2015 года, предметом которого является право индивидуального предпринимателя Д.Д.А. организовать питание посетителей кафе.
Между тем, деятельность по функционированию кафе в водоохранной зоне озера Верхнее ООО <данные изъяты> в Сахалино-Курильском территориальном управления Федерального агентства по рыболовству не согласовывалась.
Таким образом, судьей сделан обоснованный вывод об использовании ООО <данные изъяты> водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что деятельность по организации кафе <данные изъяты> на арендованном ООО <данные изъяты> земельном участке осуществляет индивидуальный предприниматель Д.Д.А. не свидетельствует об отсутствии у общества обязанности по согласованию деятельности по организации кафе с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из договора аренды земельного участка №, участок предоставлен ООО <данные изъяты> под размещение некапитального кафе.
В соответствии с особыми условиями договора общество обязано соблюдать специальный режим использования земельного участка.
В соответствии с договором о совместной деятельности, заключенным между ООО <данные изъяты> и индивидуальным предпринимателем Д.Л.Д. ( являющейся директором ООО <данные изъяты> предприниматель обязуется организовать питание посетителей в кафе <данные изъяты>. Согласно условиям договора ООО <данные изъяты> производит арендные платежи за использование земельного участка, использует коммунальную инфраструктуру комплекса, предоставляет мобильные туалетные кабины, производит вывоз бытового мусора. Из изложенного следует, что общество, осуществляя деятельность на арендуемом земельном участке, не выполнило обязанность по согласованию деятельности по организации кафе с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
То обстоятельство, что озеро Верхнее является искусственно созданным, не свидетельствует об отсутствии необходимости согласования деятельности в его водоохранной зоне, поскольку озеро создано на реке Рогатка, имеющей протяженность 10 км, путем преграждения русла дамбой, втекающей и вытекающей из названного озера. Река Рогатка включена в Государственный водный реестр. Согласно информации Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству река Рогатка относится к водным объектам высшей категории.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, возложение ответственности за совершение данного правонарушения не связано с причинением вреда, наступлением каких-либо последствий.
При этом, допущенное нарушение затрагивает отношения с области охраны природы и сохранения водных биоресурсов, поэтому неисполнение требований закона свидетельствует о существовании определенной угрозы охраняемым законом правоотношениям.
При таких обстоятельствах оснований для признании совершенного правонарушения малозначительным, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваю.
В соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Административное наказание назначено ООО <данные изъяты> в пределах, установленных санкцией частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с положениями части 3 статьи 4.1 названного Кодекса, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствием обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и является минимальным.
Возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от ряда существенных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела. В данном случае применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела не усматриваю основания для снижения штрафа. Сам по себе размер административного штрафа не свидетельствует о наличии предусмотренных законом исключительных обстоятельств, которые могут повлечь назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при вынесении решения судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 15 января 2016 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>Д.Д.А. - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова