дело № 72-182/2021
Решение
Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2021 года жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, и протест прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 03 декабря 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора труда отдела 01 государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Свердловской области П. от 30 июня 2020 года № 66/4-608-20-ППР/12-9939-И/57-257 директору общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» (далее ООО «Абсолют») ФИО1 по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Решением судьи постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, государственный инспектор труда отдела 01 государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Свердловской области П. и в протесте прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга Барзенцов М.В. просят решение судьи отменить и вернуть дело на новое рассмотрение, ссылаясь на наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, протеста, заслушав прокурора Мусальникову А.А., защитника Гридину О.А., прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Указанные требования судьей при рассмотрении дела не выполнены.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Обязанность работодателя по обеспечению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами установлена статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации.
Этой же статьей предусмотрено право работодателя устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга с привлечением специалиста Государственной инспекции труда в Свердловской области проверки соблюдения ООО «Абсолют» требований трудового законодательства 02 июня 2020 года установлено, что ООО «Абсолют» предусмотрело соответствующими локальными актами нормы выдачи водителям погрузчика, уборщикам производственных помещений, грузчикам, кладовщикам средств индивидуальной защиты. При этом в нарушение данных локальных правовых актов и Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н (далее – Межотраслевые правила), Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н, водителям погрузчика, уборщикам производственных помещений, грузчикам, кладовщикам средства индивидуальной защиты выданы не были, что было выявлено ввиду отсутствия личных карточек учета-выдачи средств индивидуальной защиты работникам и не оспаривалось представителем ООО «Абсолют». Сами работники ООО «Абсолют» также указывали на невыдачу им средств индивидуальной защиты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга 17 июня 2020 года в отношении директора ООО «Абсолют» ФИО1 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлении материалов в Государственную инспекцию труда в Свердловской области для решения вопроса о привлечении ФИО1 к административной ответственности.
30 июня 2020 года государственным инспектором труда отдела 01 государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Свердловской области П. в отношении ФИО1 вынесено постановление о назначении ему административного наказания по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи о недоказанности наличия у ФИО1, как директора ООО «Абсолют», обязанности обеспечивать работников Организации - водителей погрузчика, уборщиков производственных помещений, грузчиков, кладовщиков средствами индивидуальной защиты ввиду наличия отчета о проведении специальной оценки условий труда ООО «Абсолют» от 01 ноября 2017 года и заключения эксперта по результатам специальной оценки условий труда от 27 октября 2017 года № 215-ОД, согласно которым рабочих мест с вредными и опасными условиями труда в ООО «Абсолют» не выявлено, условия о необходимости выделения каких-либо средств индивидуальной защиты отсутствуют, не основан на действующих положениях трудового законодательства.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Предоставление работникам средств индивидуальной защиты, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Пунктом 6 Межотраслевых правил предусмотрено, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно пункту 14 Межотраслевых правил при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Из буквального толкования вышеуказанных положений следует, что работодатель обязан обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты исключительно на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда. При этом, работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи средств индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами. Дополнительно к средствам индивидуальной защиты, указанным в типовых нормах, а также в случае отсутствия в типовых нормах наименования профессии и должности работника, средства индивидуальной защиты могут выдаваться по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Положениями Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н, для таких профессий как водитель погрузчика, грузчик, кладовщик, уборщик производственных помещений также предусмотрены нормы выдачи средств индивидуальной защиты.
Указанные положения трудового законодательства судьей при вынесении решения не были учтены, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену вынесенного по жалобе решения судьи и возвращение дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье также следует учесть, что издание в организации локальных актов, предусматривающих нормы выдачи средств индивидуальной защиты и улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, и выдача таких средств индивидуальной защиты является правом работодателя и не влечет административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 03 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья: