ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-185/19 от 09.07.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Мурынчик Е.В. дело № 72-185/2019

Р Е Ш Е Н И Е

9 июля 2019 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» ФИО1 на решение судьи Корсаковского городского суда от 15 мая 2019 года по делу о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а :

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) ФИО2 от 19 марта 2019 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (далее - ФГУП «Росморпорт», предприятие) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Указанное постановление защитник ФГУП «Росморпорт» ФИО1 обжаловал в суд.

Решением судьи Корсаковского городского суда от 15 мая 2019 года постановление должностного лица Управления Росприроднадзора оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник ФГУП «Росморпорт» ФИО1 просит об отмене решения судьи и оставленного им без изменения постановления по делу. В обоснование жалобы ее автор настаивает на том, что у ФГУП «Росморпорт» отсутствовала обязанность представления в Росприроднадзор отчета за 2018 год по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды, поскольку Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» в 2018 году в период действия разрешения от 20 ноября 2018 года не осуществлялись работы по захоронению донного грунта. Кроме этого просит об освобождении ФГУП «Росморпорт» от ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения, поскольку не представление ежегодного отчета за 5 дней 2018 года (разрешение получено Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» 26 декабря 2018 года) при фактическом не осуществлении работ по захоронению грунта не повлекло какого-либо вреда и наступивших последствий, а также не причинило существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФГУП «Росморпорт» ФИО3, поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.

В части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ) захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море.

В силу подпункта 2 пункта 23 статьи 37.1 Федерального закона № 155-ФЗ заявитель, получивший разрешение, обязан осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Форма и порядок предоставления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 147 (далее - Приказ № 147).

В силу пунктов 2, 3 и 4 Порядка предоставления соответствующей отчетности, являющегося приложением № 2 к Приказу № 147, отчетность представляется заявителем, получившим разрешение на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, обязанным осуществлять наблюдения за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений.

Отчетность предоставляется ежегодно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Отчетность оформляется на каждый район захоронения в соответствии с формой отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды согласно приложению 1 к настоящему Приказу.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 20 ноября 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФГУП «Росморпорт» в лице Сахалинского бассейнового филиала выдано разрешение на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в составе работ по проекту «Проведение ремонтных дноуглубительных работ для поддержания глубин в морском порту Холмск, с формированием подводного (морского) и берегового отвала для захоронения грунта, извлеченного при производстве дноуглубительных работ, сроком на 10 лет» на период с 20 ноября 2018 года по 21 сентября 2027 года.

В разрешении определено общее количество разрешенного к захоронению донного грунта, место извлечения и район захоронения (границы морского порта Холмск, Татарский пролив, Японское море), период, в течение которого планируется осуществлять захоронение донного грунта, применяемый метод захоронения и характеристика действий по захоронению донного грунта.

Согласно пункту 9.13 разрешения одним из условий проведения работ по захоронению донного грунта является проведение наблюдений за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с утвержденной программой наблюдений и ежегодное представление в Росприроднадзор по итогам работ в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 147 «Об утверждении формы и порядка представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды» отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, и состоянием морской среды в районе захоронения донного грунта с указанием объема захороненного грунта.

По состоянию на 30 января 2019 года отчетность по осуществлению в 2018 году наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в морском порту Холмск, и состоянием морской среды в соответствии с разрешением от ФГУП «Росморпорт» в Росприроднадзор не поступила.

В этой связи 27 февраля 2019 года руководителем Росприроднадзора в ФГУП «Росморпорт» истребована соответствующая информация.

Письмом от 5 марта 2019 года директор Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО4 сообщил государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области Росприроднадзора Б.М.В. об отсутствии у ФГУП «Росморпорт» обязанности по представлению соответствующего отчета в Росприроднадзор, поскольку работы по разрешению им не выполнялись. При этом в приложении к указанному письму представил истребуемый отчет по форме, установленной Приказом № 147, датированный 4 марта 2019 года.

Указанное обстоятельство явилось основанием для составления 13 марта 2019 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Б.М.В. в отношении ФГУП «Росморпорт» протокола об административном правонарушении и вынесения им 19 марта 2019 года постановления о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГУП «Росморпорт» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с несвоевременным информированием уполномоченного государственного органа об экологическом состоянии поименованного в разрешении водного объекта.

То обстоятельство, что Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» в 2018 году не осуществлялись работы по захоронению грунта в период действия разрешения от 20 ноября 2018 года ввиду невозможности их осуществления в зимний период, не освобождает его от обязанности представления соответствующего отчета, поскольку обязанность представления отчета законодателем не поставлена в зависимость от осуществления деятельности по захоронению грунта, а направлена на информирование уполномоченного государственного органа в сфере охраны окружающей среды о результатах наблюдения за осваиваемым на основании разрешения природным объектом.

Вместе с тем имеются основания для применения в отношении ФГУП «Росморпорт» положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Как следует из материалов дела, разрешение поступило в Сахалинский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» 26 декабря 2018 года и до окончания отчетного периода 2018 года действовало 5 дней.

При таких обстоятельствах, учитывая незначительный период действия разрешения на захоронение донного грунта и не осуществление по нему в указанный период какой-либо деятельности, допущенное ФГУП «Росморпорт» бездействие не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в связи с чем имеются основания для признания его малозначительным и прекращения производства по данному делу по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Корсаковского городского суда от 15 мая 2019 года отменить, производство по делу в отношении ФГУП «Росморпорт» по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова