СудьяПлешевеняО.В. Дело№72-193/2012
РЕШЕНИЕ
21сентября2012года городЮжно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на решение судьи Невельского городского суда от 27 июля 2012 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
25 апреля 2012 года специалистом по административному производству группы дознания и административной практики Службы в городе Невельске Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника подразделения процессуальной деятельности - начальника группы дознания и административной практики Службы в городе Невельске Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 мая 2012 года ФИО1 привлечен к ответственности по части 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Указанное постановление ФИО1 обжаловал в суд.
Решением судьи Невельского городского суда от 27 июля 2012 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.
На решение судьи ФИО1 принесена жалоба, в которой он просит об его отмене и прекращении производства по делу, поскольку факт ведения им хозяйственной деятельности на Государственной границе материалами дела не подтверждается. Отмечает, что необоснованно привлечен к административной ответственности как должностное лицо, поскольку таковым не является.
Специалист по административному производству группы дознания и административной практики Службы в городе Невельске Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в вину ФИО1 вменяется осуществление иной деятельности на государственной границе с нарушением установленного порядка ведения такой деятельности. Сам факт пересечения им Государственной границы 9 апреля 2012 года является фактом осуществления иной деятельности на Государственной границе Российской Федерации. Указанный в части 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок ведения на Государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности в установленном порядке не разработан. Считает, что поскольку факт пересечения судном Государственной границы свидетельствует о ведении на границе иной деятельности, для каждого случая пересечения государственной границы ФИО1 необходимо получать разрешение в установленном порядке, а именно, за пять суток до пересечения границы подавать заявление в пограничный орган. О следовании на остров Монерон 9 апреля 2012 года ФИО1 уведомил пограничный орган, прошел пограничный контроль на борту судна, и сотрудником пограничной службы ему было дано разрешение следовать до места назначения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1 и его защитника Жук Е.В., поддержавших жалобу по изложенным основаниям, представителя Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации ФИО3, пояснившего, что ФИО1 допущены нарушения статьи 9 и 13 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации», прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна: наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба; создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами.
Указанная в части первой настоящей статьи деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован и проживает в городе Невельске, является капитаном прогулочного судна <данные изъяты> с июля 2011 года. Руководство деятельностью судна осуществляет общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, которое осуществляет транспортировку различных грузов и доставку туристов на остров Монерон, являющийся территорией Российской Федерации, входящей в состав муниципального образования «Невельский район», расположенный на расстоянии более 24 миль от прибрежной полосы.
8 апреля 2012 года капитаном судна ФИО1 в пограничные органы было направлено уведомление о намерении выйти по маршруту: порт Невельск – остров Монерон – порт Невельск, с целью доставки снабжения, время выхода 9 апреля 2012 года в 10 часов, время возвращения в 20.00 часов.
9 апреля 2012 года в 11 часов 45 минут ФИО1 осуществил переход на остров Монерон и обратно, вернувшись в порт Невельск 9 апреля 2012 года в 21 час 30 минут. Судно двигалось по кратчайшему маршруту: порт Невельск – бухта ФИО4 (остров Монерон). Судно пересекло линию Государственной границы Российской Федерации в период с 12 часов 39 минут до 12 часов 45 минут в географических координатах 46028’ северной широты 141031’7” восточной долготы. Однако Сахалинским пограничным управлением береговой охраны ФСБ России разрешение на пересечение судном государственной границы не выдавалось.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14 апреля 2006 года № 149, на острове Монерон, входящем в состав муниципального образования «Невельский район», установлена пограничная зона.
Прибытие граждан в указанный район, и доставка грузов осуществляется путем следования через территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной Границы Российской Федерации.
Объективная стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.1 Кодекса российской Федерации, выражается в ведении на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка.
Порядок осуществления хозяйственной, промысловой и иной деятельности связанный с пересечением государственной границы, в пограничной зоне, во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации установлен Правилами пограничного режима, утвержденными приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 458.
В силу пунктов 1.1, 1.2 указанных Правил въезд в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность.
Въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, осуществляют граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает территорию городского округа.
Согласно пункту 2.1,2.2 Правил хозяйственная, промысловая и иная деятельность, в том числе охота, за исключением работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне осуществляются:
а) в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, - на основании разрешения пограничных управлений ФСБ России или подразделений пограничных управлений ФСБ России;
б) в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных управлений ФСБ России или подразделений пограничных управлений ФСБ России.
Для получения разрешения на проведение работы, мероприятия, содержание и выпас скота в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений граждане, имеющие право на въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, или организации, расположенные в пограничной зоне, не менее чем за 5 суток до начала проведения работы, мероприятия направляют в пограничное управление ФСБ России или в подразделение пограничного управления ФСБ России заявление на получение разрешения на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.
Разрешение на проведение работы, мероприятия выдается:
гражданам, имеющим право на въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, или организациям, расположенным в пограничной зоне, - на срок, необходимый для проведения работы, мероприятия, но не более чем на 6 месяцев. При необходимости дальнейшего проведения работы, мероприятия разрешение на их проведение выдается в установленном в настоящем пункте порядке.
В соответствии с пунктом 3.5 Правил оформление выхода судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальное море Российской Федерации, Азовское и Каспийское моря и их возвращения в пункты базирования производится подразделениями пограничных управлений ФСБ России или по согласованию с ними владельцами личных судов и средств, ответственными лицами, назначенными от организаций, в ведении которых находится пункт базирования, либо диспетчерами (сторожами) указанных пунктов базирования.
Выход судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальное море Российской Федерации, Азовское и Каспийское моря осуществляется с оповещением ближайшего подразделения пограничного управления ФСБ России по форме - наименование пункта базирования, регистрационные (бортовые) номера судов и средств, владельцы судов и средств (старшие на судах и средствах), место (район) осуществления деятельности, количество участников, время выхода, заявленное время возвращения.
Согласно пунктам 4.1, 4.5 Правил промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется:
а) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, - с разрешения пограничных управлений ФСБ России или подразделений пограничных управлений ФСБ России;
б) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации - с уведомлением пограничных управлений ФСБ России или подразделений пограничных управлений ФСБ России.
Об осуществлении деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации граждане или организации уведомляют пограничное управление ФСБ России или ближайшее подразделение пограничного управления ФСБ России не позднее чем за 4 часа до выхода судов и средств.
Уведомление о деятельности во внутренних морских водах, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации должно содержать сведения о местах (районах, квадратах), времени осуществления деятельности и ее наименование, количестве участников, об используемых для этой деятельности промысловых и иных судах и о других средствах (тип, регистрационный (бортовой) номер и (или) название), заявленное время возвращения.
Из анализа содержания указанных норм следует что лица и организации, расположенные в Невельском районе могут осуществлять перемещение в пределах района, в том числе в пограничную зону, осуществлять деятельность во внутренних морских водах, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации, без получения разрешения на ведение хозяйственной и иной деятельности, но с уведомлением о такой деятельности пограничного управление Федеральной службы безопасности или соответствующего подразделения управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Из имеющейся в материалах дела копии книги учета уведомлений следует, что 8 апреля 2012 года в 20.00 часов ФИО1 уведомил подразделение управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации в городе Невельске о намерении 9 апреля 2012 года выйти по маршруту Невельск – остров Монерон – Невельск, с указанием времени выхода и возвращения в порт, наименования судна, вида производимых работ в соответствии с пунктом 4.5 Правил пограничного режима. Выход судна в море был осуществлен из порта Невельск, являющегося пунктом пропуска через государственную границу, после прохождения пограничного контроля и с разрешения сотрудника пограничных органов, осуществляющего контроль, что подтвердил в судебном заседании специалист службы в городе Невельске ФИО2
Сам факт пересечения судном Государственной границы Российской Федерации, при его следовании из одной точки Российской Федерации в другую, в силу географического положения расположенной на расстоянии более 24 миль от береговой полосы, не свидетельствует о ведении в точке пересечения Государственной границы Российской Федерации хозяйственной, промысловой или иной деятельности, требующей получение специального разрешения.
При таких обстоятельствах в действиях ФИО1 не усматривается состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому, постановление от 4 мая 2012 года и решение судьи от 27 июля 2012 года нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление начальника подразделения процессуальной деятельности – начальника группы дознания и административной практики Службы в городе Невельске Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 мая 2012 года и решение судьи Невельского городского суда от 27 июля 2012 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова