ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-198/2012 от 26.09.2012 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

СудьяЗакурдаеваЕ.А. Дело№72-198/2012


РЕШЕНИЕ

26сентября2012года городЮжно-Сахалинск


Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника отдела Министерства внутренних дел России по Александровск-Сахалинскому району Радижевского В.Ю. на решение судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 23 июля 2012 года по делу о привлечении названного отдела к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

УСТАНОВИЛ:

в период с 3 по 15 мая 2012 года территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах (далее - территориальный отдел управления Роспотребнадзора) проведена внеплановая выездная проверка изолятора временного содержания отдела Министерства внутренних дел России по Александровск-Сахалинскому району (далее – ОМВД).

Основанием для проведения проверки послужило требование Александровск-Сахалинской городской прокуратуры от 24 апреля 2012 года.

По результатам проверки 23 мая 2012 года главным специалистом-экспертом территориального отдела управления Роспотребнадзора в отношении ОМВД составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение в изоляторе временного содержания положений СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года №64, и санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 июня 2003 года №129.

Постановлением начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора от 1 июня 2012 года ОМВД привлечен к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Определением указанного должностного лица от 18 июня 2012 года в названном постановлении исправлена описка, а именно: датой вынесения постановления определено считать 8 июня 2012 года.

Постановление о привлечении ОМВД к административной ответственности исполняющий обязанности начальника данного отдела С. обжаловал в суд.

Решением судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 23 июля 2012 года обжалуемое постановление изменено путем исключения из него ссылок на нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». В остальной части постановление оставлено без изменения.

На решение судьи защитником ОМВД Радижевским В.Ю. принесена жалоба, в обоснование которой заявитель указывает на то, что ОМВД является правоохранительным органом и не относится к лечебно-профилактическим организациям, в связи с чем положения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03 к нему неприменимы. Считает необоснованным вывод судьи о соблюдении административным органом процедуры привлечения отдела к административной ответственности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области И Ю.С., прихожу к следующему.

Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьями 23.13, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 настоящего Кодекса, вправе органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в пределах компетенции соответствующего органа.

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определены Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52).

В силу пунктов 1, 2 и 5 статьи 46 Федерального закона №52 федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

В указанную систему включены не только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), и его территориальные органы, но и структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения.

Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №569 утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, в соответствии с пунктами 4 и 6 которого одним из органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет указанный надзор на объектах органов внутренних дел и иного специального назначения. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора на данных объектах осуществляет главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России (далее – Положение МВД), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 октября 2008 года №901, в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора в системе МВД России входят, в том числе: Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Медико-санитарного центра МВД России; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

В названном Положении МВД перечислены должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации от имени структурных подразделений, учреждений, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в их числе: главные государственные санитарные врачи МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, их заместители, которые при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в системе МВД России пользуются правами и обладают полномочиями, установленными статьями 50 и 51 Федерального закона №52 (в том числе составляют протоколы за нарушения санитарного законодательства и рассматривают дела об административных правонарушениях).

В силу положений Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания являются специальными объектами органов внутренних дел, в которых подозреваемые и обвиняемые находятся под стражей.

Согласно пункту 4 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России и Министерства здравоохранения России от 31 декабря 1999 года №1115/475, государственный санитарно-эпидемиологический надзор за изоляторами временного содержания органов внутренних дел осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

В указанной Инструкции предусмотрены специальные нормы и правила медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания.

Из приведенных норм законодательства следует, что полномочия и функции органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разграничены.

При этом, в силу действующего законодательства государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах органов внутренних дел - в изоляторах временного содержания уполномочены осуществлять соответствующие органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностные лица которых составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях.

Данный вывод согласуется с положениями пункта 7 части 2 статьи 23.13 и части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных на подведомственных органам внутренних дел объектах, вправе должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Однако, как следует из материалов дела, и протокол об административном правонарушении в отношении отдела Министерства внутренних дел России по Александровск-Сахалинскому району, и постановление о привлечении указанного отдела к ответственности по статье 6.3 Кодекса за нарушение санитарно-эпидемиологических правил на подведомственном ему объекте – в изоляторе временного содержания составлены и приняты должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора, то есть неуполномоченными на то должностными лицами.

Указанное влечет отмену постановления о привлечении ОМВД к ответственности, как принятого неправомочным должностным лицом, а также признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.

Поскольку протокол об административном правонарушении, который является основополагающим доказательством по делу, признан недопустимым, производство по делу подлежит прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При рассмотрении данного дела судьей Александровск-Сахалинского городского суда полномочиям должностных лиц не дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение судьи подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 23 июля 2012 года и постановление начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах от 8 июня 2012 года о привлечении отдела Министерства внутренних дел России по Александровск-Сахалинскому району к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

СудьяСахалинскогообластногосуда Ю.А.Богомолова