ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-199/18 от 11.07.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Фимушкин П.Е. дело № 72-199/2018

Р Е Ш Е Н И Е

11 июля 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» ФИО1 на решение судьи Холмского городского суда от 03 мая 2018 года по делу о привлечении открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) от 22 декабря 2017 года № открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» (далее – ОАО «СахМП») привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанное постановление защитником ОАО «СахМП» ФИО1 обжаловано в суд.

Решением судьи Холмского городского суда от 03 мая 2018 года постановление должностного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 22 декабря 2017 года о привлечении названного юридического лица к ответственности оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник ОАО «СахМП» ФИО1 просит об отмене решения судьи и оставленного им без изменения постановления должностного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ОАО «СахМП» состава административного правонарушения. В обоснование жалобы защитник выражает несогласие с вменением обществу нарушений требований подпункта 9 пункта 6 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678, поскольку полагает, что имеет место неверное применение указанной нормы, которая касается требований к субъектам транспортной инфраструктуры (перевозчикам), тогда как обществу вменяется невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, закрепленных в пункте 5 Требований. Не соглашается с тем, что в нарушение подпункта 9 пункта 6 Требований обществом не утвержден и не согласован порядок передачи данных на принадлежащих ему транспортных средствах, поскольку организационно-распорядительные документы, включая порядок передачи данных, являющийся составной частью Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах на каждое транспортное средство, утверждены в обществе приказом генерального директора ОАО «СахМП» от 14 марта 2017 года № 238, а согласно письму Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) от 29 ноября 2017 года № , являющегося уполномоченным органом исполнительной власти, которому предоставлено право утверждать планы обеспечения транспортной безопасности, согласование порядка передачи данных в соответствии с подпунктом 9 пункта 6 Требований с уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти не требуется. Обращает внимание на то, что в постановлении по делу не конкретизировано в чем выразилось не проведение досмотровых процедур на д/э «Сахалин-10». Ссылку в постановлении на отсутствие подразделения транспортной безопасности считает необоснованной, поскольку обществом заключен договор с ФГУП «УВО Минтранса России», являющимся подразделением транспортной безопасности. Указание на отсутствие аттестованных работников досмотра на транспортном средстве – д/э «Сахалин-10» полагает выходящим за пределы предписания от 12 сентября 2017 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ОАО «СахМП» - ФИО1, поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, главным государственным инспектором отдела за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора С.С.Е. 12 сентября 2017 года ОАО «СахМП» выдано предписание № , которым на ОАО «СахМП» возложена обязанность в срок до 06 ноября 2017 года устранить перечисленные в пунктах 1-14 и 28-33 предписания нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Распоряжением исполняющего обязанности начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 25 сентября 2017 года в период с 7 по 13 ноября 2017 года назначено проведение внеплановой выездной проверки ОАО «СахМП» по выполнению предписания от 12 сентября 2017 года.

В результате проведенной проверки установлено, что в установленный срок ОАО «СахМП» не выполнены пункты 4-11, 13-14 указанного предписания (порядок передачи данных на принадлежащих обществу транспортных средствах разработан, но в нарушение подпункта 9 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности не согласован с уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти), а также пункты 30 и 33 (в нарушение подпункта 34 пункта 6 и подпункта 2 пункта 25 Требований по обеспечению транспортной безопасности отсутствует подразделение транспортной безопасности и аттестованные работники досмотра на транспортном средстве д/э «Сахалин-10»), что явилось основанием для составления в отношении ОАО «СахМП» 29 ноября 2017 года протокола об административном правонарушении и привлечения его 22 декабря 2017 года к административной ответственности.

Анализ вмененных ОАО «СахМП» нарушений позволяет сделать вывод об их обоснованности.

В силу пункта 9 части 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16 «О транспортной безопасности» под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Требования), являющиеся обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, к которым относится ОАО «СахМП».

Как следует из материалов дела, ОАО «СахМП» является субъектом транспортной безопасности, поскольку имеет в собственности и эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры и транспортные средства.

Согласно подпункту 9 пункта 6 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны утвердить следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), копии которых являются приложениями к плану транспортного средства, в частности, порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем на ТС-т/х «Селенга», ТС-т/х «Зея», ТХ-д/э «Сахалин-10», ТС-б/у «Лев Иванов», ТС-т/х «Кунашир», ТС-т/х «Симушир», ТС-т/х «Парамушир», ТС-Саско Анива, ТС-Саско Ангара, ТС-Саско Авача ОАО «СахМП» порядок передачи данных с уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти не согласован, соответствующих документов, подтверждающих согласование, не представлено.

Таким образом, относимые к перечисленным судам пункты 4-11, 13,14 предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 12 сентября 2017 года № (пункты 1-10 постановления по делу) основаны на требованиях приведенного законодательства и не выполнены ОАО «СахМП» в установленный срок.

С доводом жалобы о том, что порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с подпунктом 9 пункта 5 Требования касается субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а не транспортных средств, о которых идет речь в подпункте 9 пункта 6 Требования, согласиться нельзя, поскольку из анализа подпункта 9 пункта 5 и подпункта 9 пункта 6 Требования следует, что как субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, так и субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной безопасности и транспортных средств, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (в том числе и перевозчиком), копии которых являются приложением к плану объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства соответственно, и согласовать их с уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Применение в подпункте 9 пункта 6 Требований № 678 сокращенного термина «порядок передачи данных» не свидетельствует об ином содержании приведенных норм, правовое регулирование отношений в которых следует рассматривать в совокупности.

Письмо Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) от 29 ноября 2017 года № , на которое имеется ссылка в жалобе в обоснование позиции об отсутствии оснований для согласования порядка передачи данных транспортных средств, отозвано.

В соответствии с подпунктом 34 пункта 6 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра и настоящим документом. При технологическом взаимодействии транспортного средства и объекта транспортной инфраструктуры, в том числе при выполнении погрузо-разгрузочных операций, посадке, высадке и перемещении объектов досмотра на транспортное средство, досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр необходимо осуществлять силами привлекаемого подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Кроме этого, в силу подпункта 2 пункта 25 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортных средств III категории, к которым относится д/э «Сахалин-10», дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на транспортное средство.

Как установлено в материалах данного дела, у ОАО «СахМП» подразделение транспортной безопасности отсутствует.

Между ОАО «СахМП» и ФГУП «УВО Минтранса России» 23 марта 2016 года заключен договор оказания охранных услуг.

То обстоятельство, что ФГУП УВО Минтранса России является подразделением транспортной безопасности, не свидетельствует о том, что в рамках договорных отношений по охране объекта, оно может обеспечивать транспортную безопасность транспортного средства.

Дополнительное соглашение к указанному договору от 23 августа 2017 года не содержит сведений об оказании работниками ФГУП «УВО Минтранса России» мероприятий по досмотру, дополнительному досмотру и повторному досмотру с соблюдением правил подпункта 34 пункта 6 и подпункта 2 пункта 25 Требования.

Из указанного следует, что ОАО «СахМП» в нарушение требований приведенного законодательства и пунктов 30 и 33 предписания не обеспечило на транспортном средстве – д/э «Сахалин-10» проведение досмотровых мероприятий в установленном порядке созданным или привлеченным для этих целей подразделением транспортной безопасности, чем нарушило правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (пункты 11 и 12 постановления).

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что требования предписания органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, основаны на положениях действующего законодательства и не выполнены в установленный срок, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи к административной ответственности ОАО «СахМП» привлечено обоснованно.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности по данной категории дела, наказание определено в соответствии с минимальной санкцией вмененной обществу нормы и с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи от 03 мая 2018 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Холмского городского суда от 03 мая 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества «Сахалинского морское пароходство» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова