ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1/2018 от 26.01.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Расковалова О.С. дело № 72-1/2018

Р Е Ш Е Н И Е

26 января 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» ФИО2 на решение судьи Холмского городского суда от 13 сентября 2017 года по делу о привлечении открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» (далее – ОАО «СахМП») привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Указанное постановление защитником ОАО «СахМП» ФИО2 обжаловано в суд.

Решением судьи Холмского городского суда от 13 сентября 2017 года постановление должностного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора о привлечении названного юридического лица к ответственности оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник ОАО «СахМП» ФИО2 просит об отмене решения судьи и оставленного им без изменения постановления должностного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ОАО «СахМП» состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ее автор ссылается на то, что общество не имело возможность провести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте, поскольку орган, обладающий полномочиями по проведению соответствующей аттестации (ФБУ «Служба морской безопасности») создан приказом Федерального агентства морского и речного транспорта только 17 июня 2016 года и Владивостокский филиал ФБУ «Служба морской безопасности» до марта 2017 года не осуществлял свои функции. Считает, что административный орган установил недостаточный срок для проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, поскольку он существенно меньше срока, регламентированного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 года № 172. Не соглашается с вменением обществу нарушений требований подпункта 9 пункта 6 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678, поскольку организационно-распорядительные документы по обеспечению транспортной безопасности на транспортных средствах морского и речного флота ОАО СахМП» разработаны и представлены при проведении проверки. При этом, полагает, что имеет место неверное применение подпункта 9 пункта 6 Требований, поскольку он касается требований к субъектам транспортной инфраструктуры (перевозчикам), тогда как обществу вменяется невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, закрепленных в пункте 5 Требований. Настаивает на отсутствии в деле доказательств не проведения досмотра, дополнительного и повторного досмотра объектов досмотра. Обращает внимание на неконкретное вменение события правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ОАО «СахМП» - ФИО3, поддержавшую доводы жалобы по изложенным в ней и дополнительных пояснениях основаниям, а также представителя УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО6 возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжений врио начальника Ространснадзора от 07 сентября 2016 года № 790-р и от 23 сентября 2016 года № 826-р в период с 28 октября 2016 года по 03 ноября 2016 года сотрудниками УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «СахМП» требований по обеспечению транспортной безопасности.

По результатам проверки выявлены нарушения ОАО «СахМП» положений Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16 «О транспортной безопасности» и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678, о чем 03 ноября 2016 года составлен акт и выдано предписание со сроком исполнения до 06 февраля 2017 года.

Законность указанного предписания проверена Арбитражным судом Сахалинской области по заявлению ОАО «СахМП» о признании недействительными его пунктов 13, 15-27, 28, 29-41, 42-55, 56-68, 69-70, 76, 78 и 81 и решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое предписание в части пунктов 28, 53, 56-68, 69-70 признано недействительным, в остальной части оно оставлено без изменения.

В период с 14 по 21 марта 2017 года сотрудниками УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена внеплановая выездная проверка исполнения пунктов 1-81 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № № и установлено невыполнение пунктов 13-14, 29-68, 71-76 указанного предписания, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки и выдано предписание № об устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена внеплановая выездная проверка исполнения пунктов 1-47 предписания от ДД.ММ.ГГГГ и выявлено неисполнение пунктов 1, 3-28, 42-47 данного предписания, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки и выдано новое предписание в со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Невыполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Пак Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ явилось основанием для вынесения этим же должностным лицом постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «СахМП» к административной ответственности по данному делу.

В результате проверки законности постановления от ДД.ММ.ГГГГ и решения судьи Хомского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанное постановление оставлено без изменения, установлено следующее.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдавать предписание об устранении выявленных нарушений.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Таким образом, предписание УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ выдано должностным лицом органа, уполномоченного в сфере государственного транспортного надзора, по результатам проверки соблюдения ОАО «СахМП» требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств общества.

В силу пункта 9 части 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортной безопасности» под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Требования), являющиеся обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, к которым относится ОАО «СахМП».

Согласно подпункту 12 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», а лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности морских терминалов, обслуживающих транспортные средства, совершающие международные рейсы, - в том числе с учетом прохождения подготовки, предусмотренной Международным кодексом по охране судов и портовых средств, если такая подготовка не осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

В нарушение приведенной нормы в установленный в предписании срок на объекте транспортной инфраструктуры – паромном комплексе проекте первой очереди ОАО «СахМП» не проведена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности (не исполнен пункт 1 предписания).

В силу подпункта 12 пункта 6 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», а лиц командного состава экипажа транспортного средства, совершающего международные рейсы, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, и членов экипажей морских транспортных средств, совершающих международные рейсы, - в том числе с учетом прохождения подготовки, предусмотренной Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от ДД.ММ.ГГГГ, если такая подготовка не осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

В нарушение указанной нормы ОАО «СахМП» не проведена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности на <данные изъяты> (не исполнены пункты 16-28 предписания).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 6 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны утвердить следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства:

в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности транспортного средства - положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности приложениями к плану транспортного средства являются копия положения (устава) о привлеченном подразделении транспортной безопасности и копия договора о защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства;

порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности других транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие, в том числе при организации досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра транспортного средства;

порядок передачи данных.

Обеспечить передачу данных (на съемных носителях) с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных (пункт 10 Требования).

Вместе с тем на <данные изъяты> не утвержден и не согласован порядок передачи данных (не исполнены пункты 3-15 предписания).

Согласно подпункту 34 пункта 6 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра и настоящим документом. При технологическом взаимодействии транспортного средства и объекта транспортной инфраструктуры, в том числе при выполнении погрузо-разгрузочных операций, посадке, высадке и перемещении объектов досмотра на транспортное средство, досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр необходимо осуществлять силами привлекаемого подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

В нарушение положений указанного пункта Требования ОАО «СахМП» не обеспечено проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра при погрузке <данные изъяты> (не исполнены пункты 42-44 предписания).

Согласно подпункту 2 пункта 22 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортных средств II категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на транспортное средство.

В силу подпункта 2 пункта 25 Требования субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортных средств III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на транспортное средство.

В нарушение приведенных норм ОАО «СахМП» не выполнены требования по досмотру, дополнительному и повторному досмотру на ТС-д/э «Сахалин-8», на ТС-д/э «Сахалин-9», на ТС-д/э «Сахалин-10 (не исполнены пункты 45-47 предписания).

Перечисленные нарушения, свидетельствующие о факте совершения ОАО «СахМП» административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются предписанием УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении внеплановой выездной проверки ОАО «СахМП», актом по результатам проведения указанной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Указание в жалобе на невозможность выполнения требования предписания в части проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в связи с тем, что орган, обладающий полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте (ФБУ «Служба морской безопасности»), фактически приступил к исполнению возложенных на него обязанностей по аттестации только в декабре 2016 года, а Владивостокский филиал указанного федерального учреждения начал свою деятельность только в марте 2017 года, не свидетельствует об отсутствии виновных действий ОАО «СахМП» в невыполнении предписания в установленный срок, поскольку с ходатайством о продлении срока его выполнения ввиду перечисленных обстоятельств ОАО «СахМП» в административный орган не обращалось.

Ссылка на недостаточный срок для исполнения предписания в части проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности является несостоятельной, поскольку необходимость ее проведения определена не периодом исполнения предписания, а постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах проведение по состоянию на октябрь 2017 года аттестации только 4 работников общества о принятии ОАО «СахМП» всех возможных мер к проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности не свидетельствует.

С доводом жалобы о том, что порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с подпунктом 9 пункта 5 Требования касается субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а не транспортных средств, о которых идет речь в подпункте 9 пункта 6 Требования, согласиться нельзя, поскольку из анализа подпункта 9 пункта 5 и подпункта 9 пункта 6 Требования следует, что как субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, так и субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной безопасности и транспортных средств, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (в том числе и перевозчиком), копии которых являются приложением к плану объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства соответственно.

В этой связи издание ДД.ММ.ГГГГ ОАО «СахМП» приказа об утверждении организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности общества в целом, в том числе касающихся и порядка передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, не свидетельствует об исполнении требований предписания в части утверждения и согласования порядка передачи данных транспортными средствами в частности.

Указание в жалобе на проведение досмотра, дополнительного и повторного досмотра в соответствии с правилами проведения досмотра опровергается представленными в деле видеозаписями при погрузке <данные изъяты> от 15 и ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что требования предписания органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, основаны на положениях действующего законодательства и не выполнены в установленный срок, получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности по данной категории дела, наказание определено в соответствии с минимальной санкцией вмененной обществу нормы и с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшихся по делу актов не допущено, оснований для отмены решения судьи от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Холмского городского суда от 13 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества «Сахалинского морское пароходство» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В.