ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-203/19 от 21.06.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 72-203/2019

РЕШЕНИЕ

г. Курган 21 июня 2019 г.

Судья Курганского областного суда Волосников С.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Катайского районного суда Курганской области от 7 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Катайского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области ФИО2 от 11 марта 2019 г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Катайского районного суда Курганской области от 7 мая 2019 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд ФИО1 просит решение судьи отменить, указывая на допущенные административным органом при проведении проверки нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Обращает внимание на то, что в нарушение части 3 статьи 14 указанного закона распоряжение о проведении проверки в адрес общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Курган» (далее – ООО «Альфа-Курган», Общество) не направлялось, она законным представителем Общества, либо его уполномоченным представителем не является. В силу пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ результаты проверки являются недействительными. Указывает, что ни Общество, ни иное уполномоченное лицо о составлении и подписании акта не уведомлялось. В нарушение пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ проверочные мероприятия административным органом были проведены в отсутствие законного представителя, либо иного уполномоченного лица. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении она надлежащим образом не была извещена, вместе с тем указанный вопрос судьей при рассмотрении ее жалобы не выяснялся.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена, о чем в деле имеются уведомления о вручении почтовых отправлений; в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, так как оснований для признания обязательным ее участия при рассмотрении дела не имеется.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям пунктов 2 и 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и в обязательном порядке должна содержать, в частности цену в рублях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее – Правила продажи), разработанные в соответствии с Законом о защите прав потребителей, которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 5 Правил продажи продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил продажи установлено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров.

В силу пункта 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Согласно пункту 32 Правил продажи информация о продовольственных товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать дату изготовления и дату упаковки товара.

Пункт 33 Правил продажи устанавливает обязанность продавца произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

Согласно пункту 12 Правил продажи продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Курганской области в отношении ООО «Альфа-Курган» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 11 февраля 2019 г. № 06-1/4. По факту выявленного нарушения должностным лицом Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в отношении должностного лица – администратора магазина, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 27 февраля 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении № 10-09/020, 11 марта 2019 г. вынесено постановление № 10-09/22 о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом ООО «Альфа-Курган», допустила нарушение пунктов 11, 12, 19, 32, 33 Правил продажи, положений статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей, а именно, допустила продажу фруктов фасованных (апельсины, киви, гранаты) без указания на ценниках единицы измерения цены: на ценниках указана цена, однако не указано за вес или единицу товара; при осуществлении продажи пива в розлив в пластиковую тару продавца емкостью 1 и 1,5 л не доводится до сведения потребителей (покупателей) в наглядной доступной форме информации о товаре и его изготовителе: на маркировочных ярлыках отсутствует информация о наименовании и месте нахождения изготовителя, сведения о пищевой ценности, условиях хранения, дате изготовления; допущена продажа апельсинов свежих без доведения в наглядной и доступной форме информации о товаре и его изготовителе маркировочный ярлык отсутствует: нет информации о наименовании и месте нахождения изготовителя, сведения о пищевой ценности, условиях хранения, даты изготовления; при продаже детских игрушек (транспортные игрушки) документы об обязательном подтверждении соответствия товаров установленным требованиям согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия) не заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (сертификаты представлены в виде сканированных копий).

Должностным лицом ООО «Альфа-Курган», ответственным за соблюдение правил продажи отдельных видов товаров, является администратор магазина ФИО1, назначенная на должность приказом от 26 июня 2018 г. № .

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона о защите прав потребителей, Правил продажи, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, распоряжение о проведении плановой выездной проверки получено представителем ООО «Альфа-Курган» 9 января 2019 г., о чем в распоряжении сделана соответствующая подпись, удостоверенная печатью организации. Кроме того, указанное распоряжение также получено лично ФИО1 17 января 2019 г., о чем она указала в копии распоряжения и удостоверила своей подписью.

Нельзя согласиться с доводами жалобы о нарушении положений пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, поскольку в материалах дела нет сведений о наличии между ООО «Альфа-Курган» и Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» гражданско-правовых отношений.

Проверка в здании магазина, расположенного по адресу: <адрес>, проведена с участием ФИО1, являющейся руководителем структурного подразделения ООО «Альфа-Курган», что не противоречит требованиям части 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, ее полномочия на право представлять интересы Общества при данной проверке явствовали из обстановки.

Требования об обязательном участии при проведении проверки руководителя проверяемого юридического лица приведенная норма закона не содержит.

Нарушений требований статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ не установлено, копия акта выдана в день его составления должностному лицу ООО «Альфа-Курган», о чем свидетельствует его подпись в акте.

Вопреки доводам жалобы о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО1 лично извещена повесткой, имеющейся в материалах дела.

Таким образом, действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление начальника Катайского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области ФИО2 от 11 марта 2019 г., решение судьи Катайского районного суда Курганской области от 7 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администратора магазина общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Курган» ФИО1 оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья С.В. Волосников