ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-205/2017 от 25.05.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Мыльченко А.Н. Дело № 72-205/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев в г. Кургане 25 мая 2017 г. жалобу представителя ООО «Алтай нур» ВВС. на постановление старшего инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ЗАВ от 18 ноября 2016 г., решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 29 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 25.10 Закона Курганской области «Об административных правонарушениях на территории Курганской области»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ЗАВ от 18 ноября 2016 г. юридическое лицо ООО «Алтай нур» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 25.10 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (далее – Закона Курганской области), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...> руб.

Решением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 29 марта 2017 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе в Курганский областной суд представитель ООО «Алтай нур» ВВС просит отменить принятые по делу постановление коллегиального органа и решение судьи, считая их незаконными и необоснованными, прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были приняты указанный акты.

В обоснование жалобы вновь приводит доводы, рассмотренные судьей первой инстанции, указывает, что исходя из категории земель и разрешенного использования, земельный участок с кадастровым номером , собственником которого является общество, не относится к землям особо охраняемых территорий объектов, в связи с чем, положения ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению при определении правового режима его использования. Таким образом, действия ООО «Алтай нур», связанные с использованием данного земельного участка, не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 25.10 Закона Курганской области.

Указывает, что на основании договора аренды, заключенного с Обществом, САС является арендатором земельного участка, установка ограждения осуществлялась по заданию САС на основании договора подряда, в связи с чем, оснований для привлечения Общества к административной ответственности у государственного инспектора не имелось. При вынесении оспариваемого постановления госинспектор ограничился лишь констатацией выявленных фактов, вопрос о наличии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушению не исследовался. В ходе рассмотрения дела оценка указанным обстоятельствам не дана.

При рассмотрении дела представитель ООО «Алтай нур» ВВС доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ЗАВ с доводами жалобы не согласился, по доводам, изложенным в возражении, просил постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 25.10 Закона Курганской области нарушение установленного порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения (за исключением случаев, если такие действия влекут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от 15 000 до 20 000 руб.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 февраля1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и: курортах»

(далее - Федеральный закон № 26-ФЗ) курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно­санитарной) охраны.

В силу ст. 1 указанного Федерального закона, округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

В соответствии со ст. 96 Земельного Кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.

Границы и режим округа санитарной охраны курорта Озеро Медвежье утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №797 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Озеро Медвежье в Курганской области, Кука и Ургучан в Читинской области и месторождения минеральных вод и лечебных грязей в Смоленской области».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 26-ФЗ утвержденные до вступления в силу указанного Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно-санитарной охраны.

С учетом того, что основными лечебными факторами курорта Озеро Медвежье являются иловая грязь озера Медвежье и минеральная вода, ранее утвержденный округ санитарной охраны надлежит считать округом горно-санитарной охраны.

В соответствии с утвержденными границами округа и зон санитарной (горно-­санитарной) охраны курорта Озеро Медвежье земельный участок с кадастровым номером располагается во второй зоне санитарной (горно -санитарной) охраны курорта Озера Медвежье.

Из вышеуказанного следует, что земельный участок с кадастровым номером находится в границах особо охраняемой территории и на землях особо охраняемых территорий.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 26-ФЗ на территории второй зоны санитарной охраны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Как следует из материалов дела, <...> при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства в сфере окружающей среды в деятельности ООО «Алтай нур» выявлен факт размещения объектов, не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности ООО «Алтай нур».

Объекты, выявленные в ходе проверки на земельном участке с кадастровым номером , не относятся к объектам создания и развития сферы курортного лечения и отдыха, расположены во второй зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Озеро Медвежье, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные нарушения должностным лицом правильно квалифицированы по ст. 25.10 Закона Курганской области, в связи с чем, постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ЗАВ от 18 ноября 2016 г. ООО «Алтай-нур» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <...> руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт нарушения ООО «Алтай-нур» законодательства в сфере окружающей среды подтверждается материалами дела, которым судьей была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении юридическим лицом ООО «Алтай-нур» административного правонарушения, предусмотренного ст. 25.10 Закона Курганской области.

Постановление о привлечении юридического лица ООО «Алтай-нур» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Все доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных судьей первой инстанции обстоятельств, не опровергают наличие в действиях ООО «Алтай-нур» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 25.10 Закона Курганской области, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся постановления должностного лица и судебного решения. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Наличие договора аренды земельного участка от <...>, заключенного ООО «Алтай-нур» со САС, не освобождает собственника земельного участка от ответственности за неправомерное его использование.

Ссылка в жалобе на свидетельство о государственной регистрации права, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения, не имеет юридического значения, поскольку указанный земельный участок федеральным законодательством отнесен ко второй зоне горно-санитарной охраны курорта Озеро Медвежье.

Иные доводы жалобы не влияют на правильность вынесенных постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции.

Административное наказание назначено ООО «Алтай-нур» в пределах санкции ст. 25.10 Закона Курганской области.

Нарушений процессуальных норм и срока рассмотрения данного административного дела судьей не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области от 18 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 25.10 Закона Курганской области от 29 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» в отношении ООО «Алтай-нур», решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 29 марта 2017 г. оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Алтай-нур» ВВС.– без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья С.Н. Клепча