ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-205/2021 от 29.07.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Расковалова О.С. дело № 72-205/2021

Р Е Ш Е Н И Е

29 июля 2021 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Энергия Порт» Русского А.Ю. на постановление заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 3 марта 2021 года и решение судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2021 года по делу о привлечении указанного должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. от 3 марта 2021 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Энергия Порт» (далее – ООО «Энергия Порт», Общество) Русский А.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей

Не согласившись с указанным постановлением, Русский А.Ю. обжаловал его в суд.

Решением судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, Русский А.Ю. просит об отмене постановления должностного лица Региональной энергетической комиссии Сахалинской области и решения судьи. Настаивает на том, что все погрузочно-разгрузочные работы по договору и заявкам ООО «РусГазШельф» осуществлялись исключительно силами и средствами публичного акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее - ПАО «ХМТП») и по тарифам, установленным приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 12 октября 2020 года . Полагает, что взимание ООО «Энергия Порт» платы за оказанные ООО «РусГазШельф» услуги не образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Региональной экономической комиссии Сахалинской области Водневу А.В, возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее – Перечень услуг).

В соответствии с абзацем 6 Перечня услуг органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок в отношении услуг по перевалке грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах.

Под перевалкой грузов понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).

Постановлением администрации Сахалинской области от 19 июня 2007 года № 115-па «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов и надбавок и признании утратившими силу некоторых актов Губернатора Сахалинской области и администрации Сахалинской области» предусмотрено осуществлять в Сахалинской области государственное регулирование тарифов и надбавок на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 1.5).

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2020 года № 643/20 утвержден Перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», к которому отнесен Холмский морской порт (пункт 16).

В соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 ноября 2010 года № АД-308-р определен перечень операторов морского терминала Морского порта Холмск.

К числу операторов относится ОАО «ХМТП» (в настоящее время ПАО «ХМТП» (пункт 8 Приложения к распоряжению).

ООО «Энергия Порт» в перечень операторов морского терминала Морского порта Холмск не входит.

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 12 октября 2020 года № 38 установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «ХМТП».

Таким образом, взимать плату за услуги по перевалке грузов в морском порту города Холмска вправе только оператор морского порта - ПАО «ХМТП», в отношении которого установлены соответствующие тарифы.

Заключение ООО «Энергия Порт» с ООО «РусГазШельф» договора на услуги по перевалке грузов, выставление ООО «РусГазШельф» соответствующего счета за погрузо-разгрузочные работы в порту, взимание ООО «Энергия Порт» платы за указанные услуги является нарушением порядка ценообразования, за которое ООО «Энергия Порт» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы Русского А.Ю. о том, что погрузочно-разгрузочные работы по договору и заявкам ООО «РусГазШельф» в порту Холмск осуществлялись силами и средствами ПАО «ХМТП» и по тарифам, установленным ему региональной энергетической комиссией, несостоятельны.

Как следует из материалов дела, 19 октября 2020 года между ООО «Энергия Порт» (исполнитель) и ООО «РусГазШельф» (заказчик) заключен договор на оказание услуг по погрузке груза в порту Холмск. Согласно пункту 1.1 договора ООО «Энергия Порт» обязуется производить погрузо-разгрузочные работы своими силами и средствами по заявке и за счет ООО «РусГазШельф». В разделе 3 данного договора предусмотрена фиксированная стоимость услуг по погрузке (11671296 рублей), отличная от тарифов, установленных ПАО «ХМТП» приказом региональной энергетической комиссии от 12 октября 2020 года № 38. Кроме этого закреплено, что оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в настоящем договоре, в размере 100% от выставленного исполнителем предварительного счета. В рамках заключенного договора ООО «Энергия Порт» выставило ООО «РусГазШельф» счет от 19 октября 2020 года № 94 за погрузо-разгрузочные работы в порту Холмск на сумму 14077555 рублей 20 копеек. Получателем денежных средств по счету является ООО «Энергия Порт».

Указанное обстоятельство подтверждает факт оказания ООО «Энергия Порт» услуг по перевалке грузов в данном порту по рыночным ценам, тогда как соответствующие услуги являются регулируемыми.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку при осуществлении организационно-распорядительных функций генеральный директор ООО «Энергия Порт» Русский А.Ю. не принял меры к соблюдению обществом требований законодательства, регулирующего порядок ценообразования, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он привлечен обоснованно.

Несогласие Русского А.Ю. с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Ссылка на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 4 февраля 2021 года по делу № А59-6542/2020 по заявлению Сахалинского транспортного прокурора о привлечении ООО «Энергия порт» к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не принимается, поскольку изложенные в нем выводы касаются правоотношений, возникших применительно к вмененной Обществу норме, и правового значения для настоящего дела не имеют.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел соблюден.

Административное наказание назначено Русскому А.Ю. в соответствии с санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения части 3 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения Русскому А.Ю. наказания в виде предупреждения не усмотрено обоснованно, поскольку в результате совершенного по делу правонарушения ООО «РусГазШельф» причинен имущественный ущерб.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. от 3 марта 2021 года и решение судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Энергия Порт» Русского А.Ю. – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова