СудьяЕ.В.Рыженкова Дело№72-207/2016
РЕШЕНИЕ
27мая2016года городЮжно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>С.И.В. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 14 января 2016 года по делу о привлечении указанного общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю и надзору по Дальневосточному федеральному округу отдела по надзору на море департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу В.Д.А. от 18 марта 2015 года общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление генеральный директор ООО <данные изъяты>С.И.В. обжаловал в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 14 января 2016 года постановление оставлено без изменения.
На решение судьи генеральным директором ООО <данные изъяты>С.И.В. подана жалоба, в которой он просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что проведение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а положения статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» на организации, осуществляющие такую деятельность, не распространяются. Обращает внимание на то, что при получении Обществом лицензии на выполнение работ по перегрузке опасных грузов в морских портах заключение экологической экспертизы не требовалось.
Проверив материалы дела, выслушав генерального директора ООО <данные изъяты>С.И.В. и защитника Ш.И.А., поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя административного органа Д.В.В., возражавшего против ее удовлетворения, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Глава 6 Федерального закона от 10 января 2022 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду и проведения государственной экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 33 названного Федерального закона экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Указанный Федеральный закон, определяя в статье 3 принципы экологической экспертизы, предусматривает презумпцию потенциальной экологической опасности любой намеченной хозяйственной или иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно статье 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 названного Федерального закона объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в том числе, в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №155).
Статьей 34 Федерального закона №155 определено, что государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
На основании пункта 2 названной статьи государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3).
Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Федерального закона. В случае, если указанный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется (пункт 4).
Частью 2 статьи 16.1 Федерального закона №155 предусмотрено, что план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеуказанных императивных предписаний государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной деятельности и иной деятельности, осуществляемой во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе и все виды документов и (или) документации, обосновывающих в них планируемую хозяйственную и иную деятельность. Одним из объектов государственной экологической экспертизы - документом, обосновывающим хозяйственную деятельность в указанных водных пространствах, является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, который подлежит утверждению и реализации только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела, ООО <данные изъяты>, используя нефтеналивное судно <данные изъяты> осуществляет деятельность по перевозке морским транспортом опасных грузов, работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) на основании лицензий серии МР-1 №000951 от 26 июля 2013 года и серии № от 23 мая 2014 года.
У Общества имеется утвержденный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении операций с нефтепродуктами, однако положительное заключение государственной экологической экспертизы на него не получено.
При таких данных, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО <данные изъяты> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о правомерном привлечении его к ответственности.
Наличие у ООО <данные изъяты> судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией (МАРПОЛ 73/78), на что в судебном заседании ссылался заявитель и его защитник, не освобождает Общество от обязанности по соблюдению вышеизложенных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении операций с нефтепродуктами не является объектом экологическо экспертизы, поскольку обществом осуществляется погрузо-разгрузочная деятельность в морском порту, является несостоятельным, поскольку названный план согласно статье 16.1 Федерального закона № 155-ФЗ является объектом государственной экологической экспертизы.
Кроме того, как следует из материалов дела, согласно лицензии Серии № от 26 июля 2013 года общество, помимо погрузо-разгрузочной деятельности, осуществляет деятельность по перевозке морским транспортом опасных грузов.
Учитывая, что при вынесении решения судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 14 января 2016 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>С.И.В. – без удовлетворения.
СудьяСахалинскогообластногосуда Е.П.Юсова