ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-211/19 от 06.08.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Лукша Е.Н. дело № 72-211/2019

Р Е Ш Е Н И Е

06 августа 2019 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 06 мая 2019 года по делу о привлечении юридического лица – Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) от 21 февраля 2019 года Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области»» (далее - ФГКУ «ПУ ФСБ России по Сахалинской области», Предприятие) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанное постановление начальник ФГКУ «ПУ ФСБ России по Сахалинской области» ФИО2 обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 06 мая 2019 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с вышеуказанным решением, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора ФИО1 подал жалобу в Сахалинский областной суд, в которой просит решение судьи отменить, приводя доводы о его незаконности.

Проверив законность и обоснованность вынесенного решения, изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав защитника ФГКУ «ПУ ФСБ России по Сахалинской области» ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав, не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии составления протокола.

В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии законного представителя юридического лица в его составлении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении имеют право, в том числе, пользоваться юридической помощью защитника.

Согласно статье 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность пользоваться юридической помощью при составлении протокола, а также другими правами, предусмотренными Кодексом.

Вывод суда первой инстанции о существенном нарушении процессуальных требований лица, привлекаемого к административной ответственности, является правильным, поскольку, не допустив защитника юридического лица по доверенности в момент составления протокола об административном правонарушении и к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, Управление Росприроднадзора нарушило конституционное право лица, привлекаемого к административной ответственности и порядок его привлечения к административной ответственности.

С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, рассмотрев дело без участия явившегося защитника привлекаемого к административной ответственности лица, Управление Росприроднадзора лишило ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Сахалинской области» возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения, а, следовательно, допустило существенное нарушение процедуры привлечения его к административной ответственности.

Таким образом, ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Сахалинской области» было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В связи с этим не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а :

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 06 мая 2019 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО1, – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая