ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-214/2014 от 26.09.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Судья Князева Д.А. дело № №

 Р Е Ш Е Н И Е

 26 сентября 2014 года город Южно-Сахалинск

 Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В. рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника ФИО1 – ФИО2 на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июля 2014 года по делу о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 19 мая 2014 года генеральный директор открытого акционерного общества энергетики и электрификации <данные изъяты> ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> тысяч рублей.

 Указанное постановление защитником ФИО1 – ФИО2 обжаловано в суд.

 Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июля 2014 года постановление оставлено без изменения.

 На решение судьи защитником ФИО1 – ФИО2 подана жалоба, в которой он просит его отменить. В жалобе защитник не соглашается с выводом о том, что наибольшая величина мощности в границах балансовой принадлежности общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> составила менее 670 кВт. Обращает внимание на неверный расчет в решении присоединенной мощности названного общества в связи с неправильным использованием коэффициента мощности 1,13, в то время как Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 коэффициент мощности при максимуме нагрузки является равным 0,9. Одновременно ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения судьи в связи с поздним получением его копии.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 – ФИО2, поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя Региональной энергетической комиссии <адрес> ФИО3, полагавшего постановление и решение судьи законными и обоснованными и не подлежащими отмене, прихожу к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления по делу.

 Как следует из материалов дела, копия решения судьи поступила в общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> 20 августа 2014 года, с жалобой в суд защитник ФИО1 - ФИО2 обратился 22 августа 2014 года. В этой связи установленный законом срок им не пропущен.

 В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

 В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

 Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом оговорено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с частями 1 и 3 статьи 23.1 указанного Закона государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 На розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

 Поскольку Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 854 и от 27 декабря 2010 года № 1172 территория Сахалинской области не включена в перечень территорий, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, и является территорией, на которой действует технологически изолированная электроэнергетическая система, то в расчетах с потребителями за электрическую энергию подлежали использованию цены, установленные уполномоченным органом.

 Тарифы на электрическую энергию для потребителей открытого акционерного общества <данные изъяты> на 2013 год были установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 декабря 2012 года № 85 и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» предусматривали различные варианты тарификации.

 В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (к числу которых отнесена и Сахалинская область), за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:

 одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт - часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

 одноставочная, дифференцированная по 2 и 3 зонам суток времени цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт - часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

 двухставочная цена (тариф), применяемая до 1 января 2013 года, включающая в себя ставку за 1 киловатт - час электрической энергии и ставку за 1 киловатт величины мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

 трехставочная цена (тариф), применяемая с 1 января 2013 года, включающая в себя ставку за 1 киловатт - час электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем в отношении указанного потребителя) в расчетный период в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.

 Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет менее 670 кВт, а также потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (при выборе из вариантов цен (тарифов), установленных и подлежащих применению до 30 июня 2013 года включительно), самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов цены (тарифа), уведомив об этом организацию, поставляющую им электрическую энергию (мощность), не позднее одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). Применение этого варианта цены осуществляется с даты, указанной в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон или настоящим документом.

 Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, из вариантов цен (тарифов), установленных и подлежащих применению не ранее 1 июля 2013 года, в расчетах за электрическую энергию применяют только трехставочную цену (тариф) вне зависимости от наличия приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток. В случае отсутствия указанных приборов учета величина мощности, подлежащей оплате, определяется в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.

 Пунктом 2 Основных положений установлено, что максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя для целей определения его обязательств на розничном рынке, а также для целей отнесения его к подгруппам потребителей, в том числе и при применении гарантирующими поставщиками дифференцированных по группам (подгруппам) потребителей сбытовых надбавок, определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, в рамках границ балансовой принадлежности в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании потребителю, а в случае, если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, для этих целей максимальная мощность определяется в соответствии с указанными Правилами в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств.

 В Правилах недискриминационного доступа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 определено, что к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг под понятием «максимальная мощность» понимается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (п. 2).

 Как следует из материалов дела, 1 декабря 2012 года между открытым акционерным обществом <данные изъяты> и обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения № 150072, по условиям которого открытое акционерное общество <данные изъяты> как гарантирующий поставщик приняло на себя обязательства поставить потребителю – обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> электрическую энергию (мощность) до точек поставки, соответствующих границам раздела между гарантирующим поставщиком и потребителем, определенных актами по разграничению балансовой принадлежности ответственности за эксплуатацию электроустановок. В соответствии с пунктом 5.1 данного договора стоимость (цена) поставленной электроэнергии определяется в соответствии с порядком, определенным действующим законодательством Российской Федерации и согласно действующим тарифам на электрическую энергию, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановлениями региональной энергетической комиссии Сахалинской области).

 Согласно Приложению № 4 к договору № 150072 сторонами по договору был принят акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 23 марта 2011 года. По договору наибольшая величина мощности в границах балансовой принадлежности общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства), составила менее 670 кВт (на балансе состоит один силовой трансформатор 630 кВа или 560,7 кВт, то есть имеется одна точка поставки с третьей категорией надежности электроснабжения).

 Вместе с тем, открытым акционерным обществом <данные изъяты> в период с июля по декабрь 2013 года были выставлены для оплаты потребленной обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> электрической энергии счета-фактуры с использованием трехставочного тарифа как для потребителя максимальная мощность энергопринимающих устройств которого в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, что свидетельствует о неправомерном использовании гарантирующим поставщиком регулируемых цен на электрическую энергию в расчетах с открытым акционерным обществом <данные изъяты> при отсутствии оснований отнесения указанного юридического лица к числу потребителей, расчеты с которыми осуществляются по трехставочному тарифу.

 При таких обстоятельствах, судья пришел к обоснованному выводу о том, что действия генерального директора открытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО1, выразившиеся в ненадлежащем исполнении организационно-распорядительных функций, и повлекшие нарушение возглавляемым им обществом установленного порядка ценообразования, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Довод жалобы о том, что максимальная мощность в границах балансовой принадлежности потребителя общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (920 кВт) определена на основании приложения № 1 к договору энергоснабжения от 1 декабря 2012 года № 150072, в соответствии с пунктом 3.1.17 которого стороны согласовали величину заявленной мощности, является несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктами 2 и 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, к числу документов о технологическом присоединении, в которых отображается величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, отнесены технические условия, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Приложение № 1 к указанному выше договору, определяющее перечень точек поставки, плановые величины потребления электроэнергии обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> и величину максимальной мощности на 2013 год в размере 920 кВт, к документам о техническом присоединении не относится.

 Указание в жалобе на то, что максимальная мощность энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> определена техническим условиями от 28 апреля 1999 года и справкой об их выполнении от 8 июня 1999 года является необоснованным.

 Подпунктом «д» пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 установлено, что процедура технологического присоединения включает в себя, в том числе, составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 6 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению № 7 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению № 8 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

 Как следует из материалов дела, 23 марта 2011 года открытым акционерным обществом <данные изъяты> подписан акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, в котором указаны параметры энергоснабжения: одна точка поставки с трансформатором мощностью 630 кВа (560,7 кВт), категория надежности - третья, уровень напряжения СН - 2. При этом, в этот же день гарантирующий поставщик сделал надпись в справке о выполнении обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> технических условий на электроснабжение <данные изъяты> от 28 апреля 1999 года № 09-322, согласно которым для прежнего владельца были предусмотрены две точки подключения, строительство ТП 10/0,4 кВ и монтаж КТП 10/0,4 кВ с трансформаторами расчетной мощности, прокладка высоковольтных силовых кабелей от опор подключения до проектируемых ТП и КТП и низковольтных силовых кабелей от ПТ и КТП до объектов. Кроме того, данными условиями предусматривалось наличие независимого источника питания (дизельной электростанции) расчетной мощности для электроснабжения группы электроприемников 1 категории (1%). В соответствии с техническими условиями на электроснабжение присоединяемая мощность Поронайского морского торгового порта составляла 920 кВт и предусматривала 630 кВа (силовой трансформатор ТП 10/0,4 кВ, состоящий на балансе у общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>) + 400 кВа (отсутствующая в настоящее время КТПН, как вторая точка поставки).

 Таким образом, согласованные в марте 2011 года технические условия 1999 года не соответствовали фактическим параметрам присоединения, в связи с чем, не могли быть приняты во внимание при расчете величины максимальной мощности энергопринимающих устройств.

 В этой связи для указанного расчета обоснованно использован акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

 С утверждением в жалобе о том, что после разрушения КТПН состав энергопринимающего оборудования не изменился, поскольку указанная подстанция была обозначена как резервная, согласиться нельзя, поскольку использование при потреблении электрической энергии одного трансформатора мощностью 630 кВа или 560,7 кВт указывает на то, что потребитель не имеет возможности использовать электрическую энергию большей мощностью.

 Ссылка в жалобе на то, что пропускная мощность ТП-30 может быть повышена потребителем путем подключения второго трансформатора, а также на неверный расчет в решении присоединенной мощности названного общества при сложении мощности двух трансформаторов (переводе киловольтамперов в киловатты) при функционировании одного из них не имеет правого значения для рассматриваемых по делу правоотношений.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что нормы материального права применены правильно, а существенных процессуальных нарушений по делу не допущено, оснований для отмены решения судьи по данному делу не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л:

 решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июля 2014 года оставить без изменения, защитника ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

 Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова