ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-218/20 от 10.08.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Мурынчик Е.В. Дело №72-218/2020

РЕШЕНИЕ

10 августа 2020 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Менц О.П., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Компас» ФИО1 на решение судьи Корсаковского городского суда от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Компас»,

установил:

постановлением старшего государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области Г. Я.С. от 12 февраля 2020 года юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Компас» (далее – ООО «Компас», Общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ем назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Корсаковского городского суда от 14 мая 2020 года указанное постановление изменено, назначенное административное наказание снижено до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с судебным решением, директором ООО «Компас» ФИО1 подана жалоба, в которой просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение. Полагает ошибочным вменение Обществу нарушение пункта 9.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года №385, в части доставки улова в место, не являющееся морским портом Российской Федерации. Считает, что с 1 января 2019 года уловы водных биологических ресурсов, добытых с помощью маломерного судна, могут выгружаться на береговой полосе водного объекта – Восточно-Сахалинской подзоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна территориального моря Российской Федерации, на котором Общество осуществляло промышленную добычу морского ежа, и который прилегает к территории Сахалинской области, в том числе в районе р. Чайка с. Новиково Корсаковского района. Не согласен с выводом судьи о том, что для осуществления выгрузки улова на береговой полосе у Общества отсутствовали правовые основания, поскольку рыболовный участок, к которому прилегает береговая полоса, где осуществлялась выгрузка улова, Обществу для прибрежного рыболовства не выделялась. Обращает внимание также на то, что изменение в абзац 3 подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации №917, внесённое постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 года №597, вступило в силу с 25 мая 2019 года, тогда как Обществу вменено совершение нарушений в период с 21 февраля по 11 марта 2019 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Компас» Ротар М.М., поддержавшую жалобу по основаниям, в ней изложенным,настаивавшую на необоснованности вменения Обществу нарушение пункта 9.2 Правил рыболовства №385, ссылаясь на то, что указанный пункт регламентирует порядок учёта улова водных биологических ресурсов, что административным органом Обществу не вменялось, представителя Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области ФИО2, представившего отзыв на жалобу, и помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Восточного военного округа ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ), правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов; правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года №385 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, действовавшие до 16 июня 2019 года, на день выявления вменённого ООО «Компас» правонарушения (далее – Правила рыболовства №385).

Согласно пунктам 9.2, 9.7.1 Правил рыболовства №385 (в редакции, действовавшей на день возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности), при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан обеспечивают: раздельный учет улова водных биоресурсов и приемки уловов водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов (за исключением пользователей, осуществляющих прибрежное рыболовство только в пределах 6-мильной прибрежной зоны острова Сахалин и Курильских островов (далее - 6-мильная зона) с использованием судов длиной до 24 метров между перпендикулярами, а также пользователей, осуществляющих рыболовство с доставкой и выгрузкой уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации (далее - места доставки), которые заполняют промысловый журнал в отношении веса и видового (размерного) состава уловов водных биоресурсов в местах доставки и выгрузки, определенных настоящим пунктом), орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, координаты) в промысловом журнале и других отчетных документах; пользователи, осуществляющие рыболовство с доставкой и выгрузкой уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в места доставки, производят выгрузку уловов водных биоресурсов, с уведомлением не менее чем за 3 часа пограничного органа о времени и месте такой выгрузки, и учет всех видов водных биоресурсов в местах доставки посредством прямого взвешивания на оборудовании для взвешивания уловов водных биоресурсов и/или способом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес или объемно-весовым методом.

Частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Основанием для привлечения ООО «Компас» к административной ответственности послужили, изложенные в постановлении заместителя военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона от 30 января 2020 года обстоятельства о нарушении капитаном маломерного судна «Р 38-73 СЯ» ФИО4, принятым на указанную должность в ООО «Компас», частей 1, 4 ст. 43.1 Федерального закона №166-ФЗ, части 1 статьи 20 Федерального закона №155-ФЗ, пунктов 8, 9, 10 постановления Правительства Сахалинской области от 2 октября 2012 №476, пунктов 9.2, 9.7.1 Правил рыболовства №385, выразившиеся в том, что 21, 22 февраля и 5, 11 марта 2019 года он осуществил выгрузку уловов ежа морского серого в месте, не являющимся морским портом Российской Федерации, без уведомления пограничного органа не менее чем за 3 часа о времени и месте выгрузки. При этом, в промысловом журнале отражено, что выгрузка водных биологических ресурсов осуществлена в порту Новиково Корсаковского района.

Порядок вынесения прокурором в отношении Общества постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не нарушен.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, старшим государственным участковым инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области в отношении ООО «Компас» вынесено постановление о назначении административного наказания.

Проверив законность вынесенного должностным лицом административного органа постановления, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда, исключив из объёма вменения указание на нарушение Обществом пунктов 8, 9, 10 постановления Правительства Сахалинской области от 2 октября 2012 №476, счёл указанные выше обстоятельства установленными и подтвержденными материалами дела, а вину ООО «Компас» в совершении вменённого административного правонарушения – доказанной.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее умышленное невыполнение правил, регламентирующих рыболовства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Компас» имело возможность для соблюдения правил, регламентирующих рыболовство, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы и защитника Ротар М.М. о необоснованном вменении Обществу нарушения пункта 9.2 Правил рыболовства №385, является не состоятельным в силу следующего.

Из содержания пункта 9.2 Правил рыболовства №385 усматривается, что при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства пользователи заполняют промысловый журнал в отношении веса и видового (размерного) состава уловов водных биоресурсов в местах доставки и выгрузки, определенных настоящим пунктом.

Вопреки доводу жалобы, места доставки и выгрузки уловов, как указано в данном пункте, определяются органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях этих субъектов, таким местом является, в том числе, являются морские порты Российской Федерации.

Нахожу не состоятельным и довод жалобы о том, что Общество при осуществлении промышленного рыболовства с использованием маломерного судна могло выгружать уловы водных биологических ресурсов на береговой полосе водного объекта, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно части 1 статье 17 Федерального закона №166-ФЗ, Рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения.

Таким образом, вопреки утверждению жалобы, Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн самостоятельным водным объектом не является.

Частями 5, 6 статьи 19 Федерального закона №166-ФЗ предусмотрено, что уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в морских водах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, в иные места доставки. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации. Порядок доставки указанных в части 5 настоящей статьи уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, в иные места доставки устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2013 года №184 «О порядке доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в Каспийском море, и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в иные места доставки» (в редакции, действовавшей на день возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) в подпункте «а» пункта 1 установлено, что уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в Каспийском море, а также произведенная из них рыбная и иная продукция доставляются в морские порты Российской Федерации; уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и Каспийском море, прилегающих к территориям прибрежных субъектов Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция могут также доставляться в места выгрузки, предусмотренные частью 5 статьи 20 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона №166-ФЗ, уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбная и иная продукция, произведенная из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в живом, свежем и охлажденном виде в морские порты Российской Федерации и иные места выгрузки, определяемые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу абзаца 2 подпункта «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 августа 2018 года №917«О порядке определения органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации мест выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде», вступившего в силу с 1 января 2019 года, (в редакции, действовавшей на день возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) установлено, что места выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде определяются органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов Российской Федерации по согласованию с органами федеральной службы безопасности: при осуществлении прибрежного рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота или с использованием маломерных судов длиной менее 20 метров - на береговой полосе водного объекта, на котором юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется прибрежное рыболовство.

Согласно пунктам 2, 3 Постановления Правительства Сахалинской области от 20 декабря 2018 года №608 «Об определении на территории Сахалинской области мест выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде», при осуществлении прибрежного рыболовства с использованием судов рыбопромыслового флота выгрузка уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде осуществляется на территории Сахалинской области в местах, имеющих причальные сооружения, отвечающие требованиям безопасной эксплуатации технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», предназначенные для выгрузки, приемки, хранения и дальнейшей транспортировки доставляемых судами рыбопромыслового флота уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов; при осуществлении прибрежного рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота или с использованием маломерных судов длиной менее 20 метров выгрузка уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде осуществляется на береговой полосе водного объекта, на котором юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется прибрежное рыболовство, в местах фактического расположения причальных сооружений, принадлежащих предприятиям Сахалинской области, расположенных вне границ акватории морских портов и морских терминалов Сахалинской области, а также в местах, указанных в приложении к настоящему постановлению.

Как установлено судом первой инстанции, водный объект, на береговой линии которого Общество осуществило выгрузку улова морского ежа, ему не предоставлялся.

При таких обстоятельствах, исходя из приведённого выше правового регулирования, следует, что ООО «Компас», осуществляя промышленное рыболовство морского ежа, могло осуществлять доставку и выгрузку улова в местах фактического расположения причальных сооружений, принадлежащих Обществу, расположенных вне границ акватории морских портов и морских терминалов Сахалинской области, а также в местах, указанных в приложении к Постановлению Правительства Сахалинской области от 20 декабря 2018 года №608.

Однако, места, где Общество осуществило выгрузку улова морского ежа, как следует из пояснений представителя административного органа и не отрицалось защитником Общества, причальными сооружениями, принадлежащими Обществу, не оборудованы. В приложении к Постановлению Правительства Сахалинской области от 20 декабря 2018 года №608 эти места как места выгрузки уловов водных биологических ресурсов не поименованы.

Таким образом, вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о допущенном Обществом нарушении при выгрузке улова морского ежа является правильным.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов судьи и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судьей и получили надлежащую правовую оценку.

Несогласие с выводами судьи, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о нарушении судьёй норм материального и процессуального права, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО «Компас» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание, назначенное Обществу административным органом, судьёй городского суда снижено с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом судья городского суда обоснованно не усмотрел оснований для замены Обществу административного штрафа предупреждением. Мотивы этому подробно изложены в судебном решении, с которыми нельзя не согласиться.

Исходя из характера и степени общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, сопряженного с существенным нарушением общественных правоотношений, создающего угрозу жизненно важным интересам общества ввиду возможных негативных последствий, в том числе для сохранности водных биологических ресурсов и окружающей среды, что свидетельствует о высокой степени опасности совершенного правонарушения, полагаю, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного ООО «Компас», правонарушения.

Принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, судьёй городского суда не был нарушен.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Учитывая, что при рассмотрении дела судьёй правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, а приведенные в жалобе доводы на законность выводов судьи не влияют, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Корсаковского городского суда от 14 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Компас» ФИО1 – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда О.П. Менц