Судья Лукша Е.Н. Дело №72-22/2020
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Менц О.П., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Хатхор» Ф.И.О.1 на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 2 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хатхор»,
установил:
постановлением административной комиссии города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Хатхор» (далее – ООО «Хатхор», Общество) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 2 октября 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с судебным решением, директор ООО «Хатхор» подал жалобу, в которой просит решение судьи отменить, указав, что земельный участок, расположенный между многоквартирными домами по <адрес>, не принадлежит собственникам этих МКД и не включен в состав общего имущества, в связи с чем, полагает, что обязанность производить уборку от мусора и покос травы прилегающей территории, возлагается на правообладателя земельного участка, в данном случае – на администрацию города Южно-Сахалинска.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Лютикову М.М., поддержавшую жалобу, представителя административной комиссии города Южно-Сахалинска ФИО1, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьям 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, административной комиссией города Южно-Сахалинск возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», в отношении ООО «Хатхор».
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило выявленный ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдового обследования территорий факт не проведения работ по кошению травы во дворе многоквартирных домов № по <адрес>.
Судья городского суда, оценив представленные административным органом доказательства, пришёл к выводу о наличии в действиях ООО «Хатхор» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», за не проведение установленных муниципальными нормативными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, а также нарушение установленных этими актами сроков и (или) порядка проведения указанных работ, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил технической эксплуатации, содержания и ремонта жилищного фонда, а именно, работ по скашиванию травы.
При этом судья городского суда исходил из положений Правил благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24 июня 2015 года №177/12-15-5 (далее – Правила благоустройства), в соответствии с которыми благоустройство территории, содержание территории и элементов благоустройства, обеспечиваются юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе земельных участков, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, в течение всего времени их эксплуатации, в том числе в период вывода их из эксплуатации (часть 3 статьи 4); весенне-летняя уборка включает, в том числе кошение травы при достижении высоты 10 см на территориях объектов, зданий и сооружений, примыкающих на расстоянии 10 метров к улицам и площадям, на озелененных территориях общего пользования (часть 3 статьи 32); стрижка/кошение газонов производится землепользователями периодически при достижении травяным покровом высоты 10 см (части 4 статьи 38).
Однако, согласиться с таким выводом судьи городского суда нельзя в силу следующего.
Согласно положениям Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ), предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.
Часть 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований утверждает Правительство Российской Федерации.
В части 4 статьи 1 Федерального закона №99-ФЗ содержится перечень видов деятельности, в который включена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 4).
Жилищный кодекс Российской Федерации. Регулирующий отношения по управлению многоквартирными домами, а также отношения по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в частях 5 и 6 статьи 192 установил, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Подпункт «а» пункта 3 Положения «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, (далее – Положение о лицензировании) к лицензионным требованиям относит соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренным частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в подпунктах «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с указанными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в частности, относятся минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
Пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ предусмотрены работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, в том числе – уборка и выкашивание газонов.
Из пункта 3.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170, следует, что уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее оказания всех услуг и (или) выполнение работ, не обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых не соответствует требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг, то есть за нарушение лицензионных требований (часть 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации) и не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».
Невыполнение управляющей организацией обязанности по уборке и выкашиванию газонов является нарушением правил содержания общего имущества, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, поэтому ответственность за их невыполнение не может наступать в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судьёй городского суда дана неправильная юридическая оценка действиям ООО «Хатхор» по части 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».
Полномочием на составление протокола по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу пункта 69 части 2 статьи 28.3 данного Кодекса, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, а дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 данного Кодекса, рассматривают судьи.
Поскольку в действиях ООО «Хатхор» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», постановление коллегиального органа и судебное решение о привлечении Общества к административной ответственности подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Хатхор» Ф.И.О.1 – удовлетворить.
Постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ№ и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 2 октября 2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хатхор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 21-5 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда О.П. Менц