ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-233/2021 от 02.08.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Кондратьев Д.М. дело №72-233/2021

Р Е Ш Е Н И Е

02 августа 2021 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу должностного лица – мэра Северо-Курильского городского округа С на постановление заместителя министра финансов Сахалинской области от 14 декабря 2020 года о привлечении указанного должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 17 мая 2021 года,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя прокурора Северо-Курильского района от 14 октября 2020 года в отношении должностного лица – мэра Северо-Курильского городского округа С возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя министра финансов Сахалинской области от 14 декабря 2020 года должностное лицо – мэр Северо-Курильского городского округа С признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 17 мая 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, С просит постановление должностного лица и решение судьи отменить и вынести новый акт, указывая на малозначительность совершенного правонарушения.

Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя СР, представителя Министерства финансов Сахалинской области К, прихожу к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия решения судьи Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 17 мая 2021 года вручена С 25 мая 2021 года, что подтверждается судебным уведомлением о вручении (л.д.37).

Жалоба подана в Северо-Курильский районный суд Сахалинской области 04 июня 2021 года, то есть в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока обжалования не имеется, поскольку срок не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Из анализа вышеизложенного законодательства следует, что закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика, иначе заказчик не сможет своевременно оплатить постановленные товары (работы, услуги).

Согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок, в план-график закупок заказчика на 2020 год включена информация о планируемой закупке на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов» - позиция 13. Лимиты бюджетных обязательств на указанную закупку доведены до заказчика.

Согласно части 13 статьи 34 Закона №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона №44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки постановленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Частью 7 статьи 94 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Северо-Курильского района Сахалинской области в период с 24 июля 2020 года по 14 августа 2020 года в отношении администрации Северо-Курильского городского округа проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе указанной проверки было установлено, что 13 января 2020 года между администрацией муниципального образования «Северо-Курильский городской округ» и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на поддержку муниципальных программ формирования совершенной городской среды №2. В 2020 году размер субсидии составил ...... рублей.

22 июня 2020 года между администрацией Северо-Курильского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Спиро» заключен муниципальный контракт №2020/19 по объекту «Капитальный ремонт, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов» (далее – муниципальный контракт от 22.06.2020 №2020/19), стоимостью 31895786,66 рублей 66 копеек.

В соответствии с пунктами 3.2, 3.4.1 муниципального контракта от 22.06.2020 №2020/19 предусмотрено авансирование в размере 30 % цены контракта на основании выставленного счета в течение 15 дней.

Финансирование работ по объекту осуществляется за счет средств бюджета Сахалинской области, бюджета Северо-Курильского городского округа (пункт 1.7 муниципального контракта от 22.06.2020 №2020/19).

Подрядчиком выставлен счет от 25 июня 2020 года №81 на авансирование работ в сумме 9568735,99 рублей, который поступил заказчику 25 июня 2020 года (вх.№881).

Следовательно, оплату необходимо было произвести не позднее 10 июля 2020 года.

Однако авансирование работ заказчиком было произведено 20 июля 2020 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – мэра Северо-Курильского городского округа С к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 октября 2020 года; копией муниципального контракта от 22 июня 2020 года №2020/19 и графиком выполнения работ; копией счета от 25 июня 2020 года №81; копией сопроводительного письма ООО «Спиро» от 25 июня 2020 года №652 о направлении счета, с отметкой о получении заказчиком 25 июня 2020 года (вх.№881); объяснением С от 21 сентября 2020 года, копией соглашения о предоставлении субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на поддержку муниципальных программ формирования совершенной городской среды от 13 января 2020 года №2 и иными материалами дела, которые соответствует фактическим обстоятельствам дела, всесторонне, полно и объективно исследовались и получили надлежащую оценку в оспариваемых актах в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Решением собрания Северо-Курильского городского округа от 28 марта 2018 года №5/12-6 С избран главой муниципального образования – мэром Северо-Курильского городского округа, с 06 апреля 2018 года приступил к осуществлению полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона №44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вышеуказанные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения мэром Северо-Курильского городского округа С своих должностных обязанностей по контролю за сроками оплаты по Контракту. При этом он имел реальную возможность надлежащим образом соблюсти требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и не проявил в необходимой степени внимательность и предусмотрительность и не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению. В результате им не обеспечено исполнение заказчиком предусмотренных Контрактом обязательств по своевременному авансированию выполненных работ.

Таким образом, должностное лицо административного органа и судья пришли к правильному выводу о наличии в действиях мэра Северо-Курильского городского округа С состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом и судебными инстанциями не были применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут повлечь отмену вынесенных по данному делу актов.

В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения, связанного с неисполнения обязанности своевременной оплаты Контракта, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из содержания судебных актов и доводов жалобы не усматривается. При этом нарушение сроков и порядка оплаты услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданного в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, нарушает принцип гарантированности получения своевременной оплаты и не может быть признано малозначительным ввиду существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений.

Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях С объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правила подведомственности и подсудности при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также порядок привлечения С к административной ответственности соблюдены.

Дело рассмотрено должностным лицом в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление заместителя министра финансов Сахалинской области от 14 декабря 2020 года и решение судьи Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 17 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу С – без удовлетворения.

В соответствии с нормами статьей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая