ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-246/2021 от 11.03.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-246/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2021 года жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - ( / / )4 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 17 декабря 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением государственного инспектора труда отдела 01 государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Свердловской области ( / / )4 от 30 июня 2020 года № 66/4-607-20-ППР/12-9956-И/57-257 обществу с ограниченной ответственностью «Абсолют» (далее - ООО «Абсолют») за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы решением судьи районного суда от 17 декабря 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - ( / / )4 просит решение судьи отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на наличие в действиях ООО «Абсолют» состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Теребенину Ю.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, заключение прокурора ( / / )3, просившей об отмене решения судьи и возвращении дела на новое рассмотрение, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Указанные требования судьей при рассмотрении дела не выполнены.

Частью 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Обязанность работодателя по обеспечению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами установлена ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

Этой же статьей предусмотрено право работодателя устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга с привлечением специалиста Государственной инспекции труда в Свердловской области проверки соблюдения ООО «Абсолют» требований трудового законодательства 2 июня 2020 года выявлен факт необеспечения работников данного юридического лица средствами индивидуальной защиты.

При проведении проверки установлено, что ООО «Абсолют» предусмотрело соответствующими локальными актами нормы выдачи водителям погрузчика, уборщикам производственных помещений, грузчикам, кладовщикам средств индивидуальной защиты. При этом в нарушение данных локальных правовых актов и Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н (далее - Межотраслевые правила), Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 997н (далее - Типовые нормы), водителям погрузчика, уборщикам производственных помещений, грузчикам, кладовщикам средства индивидуальной защиты выданы не были, поскольку личные карточки учета-выдачи средств индивидуальной защиты отсутствовали. Факт невыдачи таких средств защиты не оспаривался ООО «Абсолют».

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга 17 июня 2020 года в отношении ООО «Абсолют» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 16-19), и направлении материалов в Государственную инспекцию труда в Свердловской области для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности (т. 1 л.д. 15 оборот).

По результатам рассмотрения дела государственным инспектором труда отдела 01 государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Свердловской области ( / / )4 30 июня 2020 года в отношении ООО «Абсолют» вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 12-15).

Отменяя постановление должностного лица, судья исходил из того, что обязанность обеспечивать работников организации - водителей погрузчика, уборщиков производственных помещений, грузчиков, кладовщиков средствами индивидуальной защиты отсутствует ввиду наличия отчета о проведении специальной оценки условий труда ООО «Абсолют» от 1 ноября 2017 года и заключения эксперта по результатам специальной оценки условий труда от 27 октября 2017 года № 215-ОД, согласно которым рабочих мест с вредными и опасными условиями труда в ООО «Абсолют» не выявлено, условия о необходимости выделения каких-либо средств индивидуальной защиты отсутствуют.

Между тем, данный вывод судьи является ошибочным, поскольку не основан на действующих положениях трудового законодательства.

В соответствии с п. п. 4 и 5 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Предоставление работникам средств индивидуальной защиты, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с Типовыми нормами, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Пунктом 6 Межотраслевых правил предусмотрено, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно п. 14 Межотраслевых правил при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Из буквального толкования вышеуказанных положений следует, что работодатель обязан обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты исключительно на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда. При этом работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи средств индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами. Дополнительно к средствам индивидуальной защиты, указанным в типовых нормах, а также в случае отсутствия в типовых нормах наименования профессии и должности работника, средства индивидуальной защиты могут выдаваться по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Положениями Типовых норм для таких профессий как водитель погрузчика, грузчик, кладовщик, уборщик производственных помещений также предусмотрены нормы выдачи средств индивидуальной защиты.

Указанные положения трудового законодательства судьей при вынесении решения не были учтены, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену вынесенного по жалобе решения судьи и возвращение дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье также следует учесть, что издание в организации локальных актов, предусматривающих нормы выдачи средств индивидуальной защиты и улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, и выдача таких средств индивидуальной защиты является правом работодателя и не влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 17 декабря 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление государственного инспектора труда отдела 01 государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Свердловской области от 30 июня 2020 года № 66/4-607-20-ППР/12-9956-И/57-257 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Абсолют» отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья И.О. Григорьев