ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-259/2015 от 24.08.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Абикова Ю.В. дело № 72-259/2015

Р Е Ш Е Н И Е

24 августа 2015 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июня 2015 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО от 31 марта 2015 года № 023/15 общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>») привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Указанное постановление Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обжаловал вышестоящему должностному лицу.

Решением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО2 от 15 апреля 2015 года постановление от 31 марта 2015 года оставлено без изменения.

На указанные постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО2 Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором принесен протест в Южно-Сахалинский городской суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июня 2015 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На указанное решение судьи старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО принесена жалоба, в которой он просит решение отменить в связи с не извещением судьей должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области о месте и времени рассмотрения данного дела.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО, поддержавшего доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, а также не согласившегося с выводами судьи о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помощника Сахалинского природоохранного прокурора ПАВ, возражавшего против удовлетворения жалобы и просившего оставить решение без изменения, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи их извещение о месте и времени рассмотрения дела не требуется.

Вместе с тем, в силу пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что уведомление должностных лиц органа, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях, является правом, а не обязанностью судьи, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и их неуведомление не повлияло на полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела, оснований для отмены решения судьи по указанному основанию не имеется.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение юридическими лицами экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Экологические требования при эксплуатации зданий закреплены в статьях 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ).

В силу части 1 статьи 34 указанного Федерального закона эксплуатация зданий, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федеральный закон № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Вместе с тем, в постановлении о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности не указано какие экологические требования нарушены обществом при эксплуатации здания дома <адрес> городе Южно-Сахалинске, какие технологии, требования в области охраны окружающей среды и нормативы не соблюдены.

При этом, как следует из постановления о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности общество, образуя отходы бумаги от канцелярской деятельности и делопроизводства, относящиеся к V классу опасности, в нарушение части 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не предоставило в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов за 2014 год.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно выписке Департамента экономического развития администрации города Южно-Сахалинска от 17 марта 2011 года № 159 ООО «<данные изъяты>» является субъектом малого и среднего предпринимательства городского округа «Город Южно-Сахалинск», в связи с чем на обществе лежит предусмотренная Федеральным законом № 89-ФЗ обязанность предоставлять отчет об образовании отходов производства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно разъяснениям Росприроднадзора от 13 июля 2015 года № В02-01-36/11991 нарушение субъектами малого предпринимательства, в результате деятельности которых образуются отходы, требования части 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, в том числе непредставление отчетности в срок, установленный Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30, образует в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку ООО «<данные изъяты>» нарушены экологические требования при обращении с отходами производства судья Южно-Сахалинского городского суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку санкция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает более строгое наказание чем санкция статьи 8.1 названного Кодекса, судья Южно-Сахалинского городского суда пришла к правильному выводу о невозможности переквалификации действий ООО «<данные изъяты>» на статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО - без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В.