ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-265/20 от 17.08.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Подсадний А.А. Дело № 72-265/2020

РЕШЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 17 августа 2020 года

Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «Курильский рыбак» на решение судьи Южно-Курильского районного суда от 01 июня 2020 года и постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от 05 марта 2019 года по делу о привлечении названного юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического – ЗАО «Курильский рыбак»,

установил:

постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области (далее – ПУ ФСБ) от 05 марта 2020 года юридическое лицо закрытое акционерное общество «Курильский рыбак» (далее – ЗАО «Курильский рыбак», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 400000 рублей.

Решением судьи Южно-Курильского районного суда от 01 июня 2020 года данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, генеральный директор ЗАО «Курильский рыбак» Ф.И.О.1 просит указанные выше решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 18.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях. Не соглашается с тем, что Обществу вменено нарушение пункта 8 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 28 марта 2019 года №341. Указывает, что судом не дана правовая оценка существенному нарушению порядка привлечения к административной ответственности, связанному со значительным превышением установленной нормы осмотра судна. В случае усмотрения судом вины Общества просит снизить размер назначенного административного штрафа.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Правила пересечения государственной границы Российской Федерации предусмотрены Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной границе Российской Федерации).

Согласно пункту «а» части 1, частям 2, 4 и 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:

а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;

б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;

в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы (часть 2).

Неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов (часть 4).

Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее – Правила № 341).

Названными Правилами установлен порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств (подпункт «а» пункт 1).

В пункте 2 Правил № 341 закреплено, что уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении.

Согласно пункту 4 Правил №341 уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению №1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море. Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.

В приложении №1 к Правилам №341 предусмотрена форма уведомления о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, и российскими судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств.

Согласно пункту 8 Правил №341 пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение уведомления. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении уведомления, заявитель в течение одного часа после его направления проверяет по телефонной связи получение пограничным органом уведомления.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ЗАО «Курильский рыбак» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что 02 января 2020 года в 00 часов 25 минут судно СТР «Арктика», принадлежащее на праве собственности ЗАО «Курильский рыбак», под управлением капитана Ф.И.О.3 убыло из морского терминала Крабозаводск в целях торгового мореплавания (осуществления рыболовства), которое осуществляло до 17 января того же года в территориальном море Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации, и в указанный период неоднократно пересекало Государственную границу Российской Федерации.

В частности, 03 января 2020 года:

- 07 часов 19 минут на выходе из территориального моря РФ в географических координатах <данные изъяты> восточной долготы;

- 09 часов 40 минут на выход в территориальное море РФ в географических координатах <данные изъяты> восточной долготы.

05 января 2020 года:

- 14 часов 43 минуты на выход из территориального моря РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы;

- 15 часов 52 минуты на выход в территориальное море РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы.

11 января 2020 года:

- 16 часов 53 минуты на выход из территориального моря РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы;

- 19 часов 40 минут на выход в территориальное море РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы.

16 января 2020 года:

- 21 час 06 минут на выход из территориального моря РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы;

- 22 часа 05 минут на выход в территориальное море РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы.

17 января 2020 года:

-06 часов 43 минуты на выход из территориального моря РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы;

-07 часов 54 минуты на выход в территориальное море РФ в географических координатах <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы.

При этом, убывая из морского терминала Крабозаводск, судно СТР «Арктика», под управлением капитана Ф.И.О.3, не направило в пограничный орган уведомление не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море в соответствии с приложением №1 к Правилам №341, чем было допущено нарушение пунктов 4, 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации и пункт 4 Правил №341.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией ситуационного отдела Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области от 27 января 2020 года , согласно которой уведомление о намерении неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации в соответствии с Правилами № 341 (то есть не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта) от капитана судна в адрес отдела не поступило (л.д. 152 том 1).

При этом, как верно указал судья Южно-Курильского районного суда в своем постановлении от 01 июня 2020 г., в материалы дела не представлено доказательств направления в ситуационный отдел Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области имеющейся в деле копии уведомления , представленной впоследствии капитаном судна (). В то время как согласно сведениям от 01 января 2020 года, содержащимся в судовом журнале, в 14 часов 00 минут пограничному органу направлено по электронной почте только уведомление о выходе на промысел, а в 14 часов 30 минут получено подтверждение по телефону о получении уведомления №9 на выход. Кроме того, письмом от 06 февраля 2020 года капитан судна Ф.И.О.3 на запрос пограничного органа представил копии документов, направленных по электронной почте в адрес ситуационного отдела ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 01 января 2020 года, среди которых уведомление по Приказу ФСБ России от 07 августа 2017 года № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима», судовая роль, план перехода. Доказательств направления иных документов материалы дела не содержат.

Довод жалобы относительно того, что Обществу необоснованно вменено нарушение пункта 8 Правил №341 суд находит несостоятельным, поскольку как верно указал судья Южно-Курильского районного суда в решении от 01 июня 2020 года, и следует из описания события правонарушения, содержащегося в протоколе об административном правонарушении от 25 февраля 2020 года и постановлении государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от 05 марта 2019 года, Обществу вменено нарушение требований режима государственной границы Российской Федерации, выразившееся в ненаправлении в пограничный орган уведомления о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации, что в свою очередь свидетельствует о нарушении юридическим лицом пунктов 4, 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации и пункта 4 Правил №341.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что ЗАО «Курильский рыбак» не приняло возможные и необходимые меры по соблюдению капитаном судна СТР «Арктик» законодательства о Государственной границе Российской Федерации.

Обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом требований указанного законодательства, не представлено.

В этой связи, проанализировав вышеприведенные доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о нарушении ЗАО «Курильский рыбак» порядка уведомления пограничного органа о намерении осуществить неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации и о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которой не имеется.

Имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства исследованы и установлены полно, всесторонне и объективно. Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу не допущено.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Обществу в соответствии с минимальной санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указано на привлечение Общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от 05 марта 2019 года, штраф по которому оплачен 24 сентября 2019 года.

Оснований для назначения ЗАО «Курильский рыбак» наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не имеется.

В соответствии с частями 3, 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, для применения положений указанной нормы необходима совокупность исключительных обстоятельств.

В качестве исключительных обстоятельств ЗАО «Курильский рыбак» в жалобе указывает на характер совершенного правонарушения, фактическое отсутствие причиненного вреда и угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба.

Данные обстоятельства сами по себе не свидетельствует об обязанности судьи применить положения части 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, объектом посягательства которого являются отношения в сфере защиты государственной границы Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере, и, принимая во внимание, что при рассмотрении жалобы не представлены достаточные доказательства, подтверждающие исключительность рассматриваемого случая, либо избыточный характер назначенного административного наказания, оснований для снижения размера административного штрафа не усматриваю.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта, в жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Южно-Курильского районного суда от 01 июня 2020 г. оставить без изменения, жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «Курильский рыбак» Ф.И.О.1 – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Л.А. Бочарова