Судья Поваляева А.О. УИД 65RS0№-50
дело №72-265/2022
Р Е Ш Е Н И Е
25 октября 2022 года г. Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу начальника отдела Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 на решение судьи Ногликского районного суда Сахалинской области от 14 июля 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала «Аэропорт Ноглики» акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» ФИО2,
у с т а н о в и л:
21 марта 2022 года начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде – главным государственным инспектором труда ФИО1 в отношении директора филиала «Аэропорт Ноглики» акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» ФИО2 составлены протоколы №-ПВ/12-850-И/99 и №-ПВ/12-842-И/99 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые определением указанного должностного лица административного органа от 12 апреля 2022 года №-И/99 объединены в одно производство.
Постановлением начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде – главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 от 12 апреля 2022 года №-ПВ/12-1026-И/99 должностное лицо – директор филиала «Аэропорт Ноглики» акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Ногликского районного суда Сахалинской области от 14 июля 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, должностное лицо административного органа ФИО1 просит решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение, приводя доводы о его незаконности.
ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1, части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 111 Трудового кодекса Российской Федерации всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
В силу статьи 103 Трудового кодекса Российской Федерации сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Работа в течение двух смен подряд запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия, кроме случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В соответствии с Уставом акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»), Положением о филиале «Аэропорт Ноглики» и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц «Аэропорт Ноглики» является филиалом АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка филиала «Аэропорт Ноглики» РИ-037-193, утвержденным генеральным директором АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» от 28 января 2020 года и Правилам внутреннего трудового распорядка филиала «Аэропорт Ноглики» РИ-037-193, утвержденным генеральным директором АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» от 25 марта 2021 года (далее – Правила), (содержащим аналогичные положения) нормальная продолжительность рабочего времени для мужчин устанавливается 40 часов в неделю, для женщин – сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (при этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной неделе) (пункт 4.1 Правил).
Время начала и окончания ежедневной работы при 5-ти дневной рабочей неделе устанавливается: для мужчин с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00 часов; для женщин с понедельника по четверг с 8:00 до 17:00 часов, в пятницу с 8:00 до 12:00 часов (пункт 4.2 Правил)
Согласно пункту 4.3 Правил выходными днями устанавливается суббота и воскресенье.
В силу пункта 4.8 Правил для работников, работающих в соответствии с графиком сменности, и которым установлен суммированный учет рабочего времени, учетным периодом является один месяц. На основании «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей» водителям ССТ, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, учетным периодом является один месяц. Максимальная продолжительность смены составляет 12 часов кроме иных случаев, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
График выхода на работу работников устанавливается руководителями структурных подразделений, с учетом мнения профкома Аэропорта ежемесячно с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени за учетный период в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ (пункт 4.9 Правил).
Согласно пункту 4.14 Правил графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Согласно приказу о переводе работника на другую работу от 03 июня 2020 года №37/л ФИО2 переведен на должность директора филиала «Аэропорт Ноглики».
В соответствии с доверенностью от 30 декабря 2020 года №143, выданной генеральным директором АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и должностной инструкцией, утвержденной генеральным директором АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» 03 июня 2020 года, ФИО2 от имени АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» уполномочен представлять интересы Общества по всем вопросам деятельности филиала «Аэропорт Ноглики», в том числе: руководство текущей деятельностью филиала; прием на работу сотрудников филиала, в пределах утвержденного Обществом штатного расписания, и их увольнение, подписание трудовых договоров, приказов, распоряжений по личному составу, указаний, обязательных для всех работников филиала; обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство о труде, Правила внутреннего трудового распорядка и иные законы, обязан осуществлять контроль за состоянием условий и охраны труда в филиале, контролировать выполнение работниками филиала своих должностных обязанностей, своевременно организовывать и выплачивать заработную плату работникам в полном размере.
Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области из Сахалинской транспортной прокуратуры поступило коллективное обращение работников филиала «Аэропорт Ноглики» от 19 мая 2021 года о нарушении требований трудового законодательства, выразившемся в том, что в период работы с января по март (включительно) 2021 года в филиале «Аэропорт Ноглики» неверно производился учет фактически отработанного времени, тем самым неправильно начислялась заработная плата. Так, количество сверхурочных часов уменьшалось на количество часов, отработанных в праздничные дни, тем самым не оплачивались отработанные часы в полном объеме. Графики выхода на работу после отработки изменяли путем уменьшения количества часов, так же изменялись и табеля рабочего времени. Графики составлялись с большой недоработкой (до 56 часов), однако приказы о привлечении к сверхурочной работе издавались ежедневно, то есть подводились к месячной норме часов по производственному календарю. По мнению заявителей, умышленно занижалась норма выработки часов, которая компенсировалась сверх нормальной продолжительности смены, сверхурочная работа составляла до 8 часов в день.
По указанному обращению после проведения предварительной проверки, руководствуясь статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 58 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №248-ФЗ), заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Сахалинской области принято решение от 22 ноября 2021 года №-ПВ/12-3380-И/99 о проведении в отношении акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» документарной внеплановой проверки в период с 24 ноября 2021 года по 07 декабря 2021 года, которое размещено в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ 65№) и направлено акционерному обществу «Аэропорт Южно-Сахалинск».
В ходе проверки установлено, что в нарушение абзаца 2 статьи 22, статей 91, 99, 103, 110, 111 Трудового кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего трудового распорядка филиала «Аэропорт Ноглики» в период с января по апрель (включительно) 2021 года девять работников филиала «Аэропорт Ноглики» осуществляли работу без предоставления еженедельного непрерывного отдыха и выходных дней, сорок шесть работников привлекались к сверхурочной работе с превышением норм продолжительности рабочего времени, графики сменности за один месяц до введения их в действие до сведения работников не доводились, в графиках выхода на работу указывалась норма рабочего времени меньше, чем было отработано работниками, о чем составлен акт документарной проверки от 07 декабря2021 года №-ПВ/12-3593-И/99.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора филиала «Аэропорт Ноглики» ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, пришел к выводу об отсутствии вины ФИО2, ссылаясь на то, что на предприятии велся учет рабочего времени, каждый выход на работу сотрудников сверх установленной нормы фиксировался в соответствующем графике, выход работников на работу осуществлялся с их согласия, в связи с необходимостью обеспечения заявок на организацию полетов, которые нельзя спланировать при составлении графиков выхода на работу, так как они поступают в течение всего периода работы после их составления.
Вместе с тем согласиться с выводом судьи районного суда нельзя, поскольку он сделан без учета следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Диспозиция части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года №45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции, дел об административных правонарушениях, связанные с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях (бездействии), связанных с невыполнением (ненадлежащим выполнением) лицом обязанностей, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Проверяя законность привлечения ФИО2 к административной ответственности, судье районного суда следовало исходя из формулировки события административного правонарушения, изложенной в протоколе об административном правонарушении, установить обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения дела.
Однако в нарушение требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда не принял во внимание, что часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет формальный состав, ответственность наступает за сам факт совершения данного правонарушения.
Нельзя признать обоснованными и мотивы, по которым судья не принял во внимание имеющиеся в деле доказательства, поскольку они должны исследоваться и оцениваться в совокупности и взаимосвязи, что судьей сделано не было.
Кроме того, судья районного суда, отменяя постановление должностного лица, указал на отсутствие вины ФИО2 – субъективной стороны правонарушения, вместе с тем прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Таким образом, судья при рассмотрении жалобы неправильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, не дал надлежащей правовой оценки имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований, установленных положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела, в связи с чем, принятый по настоящему делу судебный акт не может быть признан законным и подлежит отмене.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место в период с января по апрель 2021 года.
Следовательно, срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по настоящему делу на день рассмотрения настоящей жалобы истек.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что возможность проверки и оценки доводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по делу, производство по которому прекращено, возможно только по заявлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
В настоящее время возможность устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение исключена, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом подлежит отмене и постановление должностного лица административного органа, поскольку иное повлечет ухудшение положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде – главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 от 12 апреля 2022 года №-ПВ/12-1026-И/99 и решение судьи Ногликского районного суда Сахалинской области от 14 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении директора филиала «Аэропорт Ноглики» акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» ФИО2, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с положениями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая