Судья Кондратьев Д.М. Дело № 72-273/2020
Решение
16 октября 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу должностного лица - капитана судна Рыболовное «Румянцево» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере морских биологических ресурсов от 25 января 2020 года, решение судьи Северо-Курильского районного суда от 30 июня 2020 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов от 25 января 2020 года должностное лицо – капитан судна «Румянцево» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Северо-Курильского районного суда от 30 июня 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, ФИО1 просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
В обосновании жалобы указывает, что судно производило сброс только измельченных пищевых отходов. Указывает, что захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных Российской Федерации. Капитан судна руководствовался действующим «Планом управления мусором», согласно которому допускается сброс измельченных или раздробленных пищевые отходы за пределами особых районов и Арктических вод за пределами трех морских миль. Полагал необходимым применение к возникшим правоотношениям международных правил по сбору мусора в море (МАРПЛ 73/78 Приложение V (пересмотренное) к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов».
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации; сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним (часть 1).
Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается (часть 2).
Приказом Госкомрыболовства РФ от 27 мая 1999 года № 134 введены в действие «Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» (далее – Наставления).
Как следует из понятий, изложенных в Наставлениях, ближайший берег - исходная линия, от которой согласно международному праву отсчитываются территориальные воды соответствующей территории (пункт 1.2.3); мусор – все виды пищевых и бытовых отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), пластмасс, отходов, связанных с грузом, отходов, образующихся при техническом обслуживании, эксплуатационных отходов, масляных отстоев, масляной ветоши, остатков груза, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением вредных веществ (пункт 1.2.25); пищевые отходы – любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты, пищевые остатки, частицы пищевых продуктов, а также все другие материалы, загрязненные такими отходами и образуемые на борту судов, главным образом на камбузе и в местах приема пищи (пункт 1.2.42).
В соответствии с пунктом 13.1.3 Наставлений сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, Конвенцией ХЕЛКОМ 92, в исключительной экономической зоне Российской Федерации - постановлением Правительства Российской Федерации, а во внутренних и территориальных водах - национальными правилами и законодательствами стран.
Согласно пункту 13.1.9 Наставлений сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили следующие обстоятельства, установленные в результате досмотра судна Рыболовное «Румянцево», осуществлявшего промышленное рыболовство в части добычи (вылова) гребешка под руководством капитана ФИО1
Согласно сведениям журнала операций с мусором (начат 19 июня 2018 года) и судового журнала судна Рыболовное «Румянцево» № (начат 01 января 2020 года) судно Рыболовное «Румянцево» в период с 05 января 2020 года до 11 января 2020 года, 13 января 2020 года, 14 января 2020 года, 17 января 2020 года, с 19 января 2020 года до 22 января 2020 года, осуществляло сброс измельченных пищевых отходов.
Так, капитан судна ФИО1 посредством рыболовного судна «Румянцево» нарушил правила захоронения с судов отходов, осуществив сброс измельченных пищевых отходов, а именно:
-05 января 2020 года, в координатах <данные изъяты> в 00 час. 45 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-06 января 2020 года, в координатах <данные изъяты> в 00 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-07 января 2020 года, в координатах <данные изъяты> вд в 00 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-08 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 01 час. 00 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-10 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 00 час. 20 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-11 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 21 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-13 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 01 час. 40 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-14 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 23 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-17 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 00 час. 20 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-17 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 21 час. 00 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-19 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 10 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-20 января 2020 года, в координатах <данные изъяты><данные изъяты>, в 21 час. 00 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-21 января 2020 года, в координатах <данные изъяты><данные изъяты>, в 20 час. 45 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>;
-22 января 2020 года, в координатах <данные изъяты>, в 23 час. 20 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве <данные изъяты>
Согласно пояснениям специалиста С.Ю., предупрежденного об административной ответственности, предусмотренной статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные выше координаты соответствуют территориальному морю Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении капитана судна протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и впоследствии его привлечения к административной ответственности.
Установив на основании собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, что капитан судна допустил сброс измельченных пищевых отходов в территориальном море Российской Федерации, должностное лицо пограничного органа и судья Северо-Курильского районного суда Сахалинской области пришли к обоснованному выводу о нарушении им приведенных выше требований Федерального закона от 31июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Наставлений в части нарушения запрета сброса мусора в территориальное море, правильно квалифицировав совершенное им деяние по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается исследованными при рассмотрении дела доказательствами: актом осмотра судна от 25 января 2020 года; протоколом досмотра транспортного средства от 25 января 2020 года; разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № от 25 декабря 2020 года; свидетельством о праве собственности на судно; свидетельством о праве плавания; договором фрахтования судна СРТМ «Румянцево» без экипажа (бербоут-чартер) от 10 февраля 2014 года; актом приема-передачи; формой журнала операций с мусором; реестром сброса мусора; судовым журналом; определением о привлечении специалиста; пояснениями специалиста; объяснениями ФИО1 от 25 января 2020 года, а также другими материалами дела.
Доводы жалобы о том, что пищевые отходы, удаленные с судна, относятся к мусору, который образуется в процессе нормальной эксплуатации судна и их сброс не считается захоронением, подлежат отклонению, поскольку часть 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», пункт 13.1.9 Наставлений содержат прямой запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации. Запрещение касается и сброса измельченного мусора.
Доводы жалобы о допустимости сброса пищевых отходов на расстоянии не менее 3 морских миль от ближайшего берега в соответствии с положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года не могут повлечь отмену постановления должностного лица административного органа и решения судьи, поскольку в силу пункта 13.1.3 Наставлений сброс мусора с судов во внутренних и территориальных водах регламентируется национальными правилами и законодательствами стран, в то время как международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, в свою очередь, регламентирует сброс мусора с судов исключительно в открытом море и особых районах.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения при рассмотрении дела должностным лицом, а также при рассмотрении судьей Северо-Курильского районного суда и судья Сахалинского областного суда не установлено.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат правовых оснований для отмены или изменения вынесенных должностным лицом постановления и решения судьи районного суда, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено, в связи с чем жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Северо-Курильского районного суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Л.А. Бочарова