Судья Лукша Е.Н. УИД №RS0№-50
дело №72-284/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление №10» городского округа «город Южно-Сахалинск» ФИО1 и его защитника Мошенского А.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 декабря 2021 года № НМ-20-426/2021 и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 августа 2022 года по делу о привлечении указанного должностного лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) от 27 декабря 2021 года №НМ-20-426/2021 должностное лицо – директор муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление № 10» городского округа «город Южно-Сахалинск» (далее – МУП «ЖЭУ № 10», Предприятие) ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Указанное постановление ФИО1 обжаловал в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 марта 2022 года постановление должностного лица Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Данное решение обжаловано должностным лицом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, вынесшим постановление, в Сахалинский областной суд.
Решением судьи Сахалинского областного суда от 15 июня 2022 года решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 марта 2022 года отменено, дело возвращено в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области на новое рассмотрение.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 августа 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, ФИО1 и его защитник Мошенский А.В. просят об отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи, указав на то, что свалку твердых бытовых отходов, расположенную в западной части города Южно-Сахалинска, поставить на государственный учет как объект негативного воздействия не представляется возможным, поскольку указанный объект фактически ликвидирован. Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 25 октября 2006 года на администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность прекратить ее эксплуатацию и до настоящего времени ежегодно судом предоставляется лишь отсрочка исполнения данного решения. Полагают, что МУП «ЖЭУ № 10» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку внесение объекта негативного воздействия в реестр является полномочием учредителя МУП «ЖЭУ № 10» - городского округа «Город Южно-Сахалинск» в лице Департамента городского хозяйства города Южно-Сахалинска.
Одновременно просят о восстановлении срока обжалования судебного акта по делу.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1- Мошенского А.В., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора ФИО2, возразившего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В силу частей 1 и 2 статьи 30.3 и части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Согласно пункту 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, копия решения судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 августа 2022 года направлена ФИО1 по месту регистрации и возвращена в суд в связи с истечением срока хранения 12 сентября 2022 года.
Следовательно, срок на обжалование указанного решения судьи истекал 22 сентября 2022 года.
Жалоба направлена в Сахалинский областной суд почтой 8 сентября 2022 года, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте, то есть в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, оснований для вывода о пропуске срока на обжалование решения судьи и соответственно для удовлетворения ходатайства о его восстановлении не имеется.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).
Согласно общим понятиям, закрепленным в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ, к негативному воздействию на окружающую среду отнесено воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в силу данной нормы является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (часть 2 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
Таким образом, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, обязаны подать заявку о постановке такого объекта на государственный учет.
Как следует из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности МУП «ЖЭУ № 10» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительными видами деятельности - сбор, обработка и утилизация неопасных отходов.
01 июля 2016 года между Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент) и МУП «ЖЭУ № 10» заключено соглашение, согласно которому с учетом дополнительного соглашения от 8 августа 2016 года Департамент в целях исполнения решения Южно-Сахалинского городского суда от 25 октября 2006 года по делу № 2-1425/06 о прекращении эксплуатации и обслуживания свалки в городском округе «Город Южно-Сахалинск» до фактического закрытия свалки в рамках предоставленных судом отсрочек исполнения решения предоставляет МУП «ЖЭУ № 10» право на осуществление приема, складирования и изоляции отходов производства и потребления, содержание и уборку мест сбора и складирования отходов производства и потребления на городской свалке.
22 октября 2018 года между акционерным обществом «Управление по обращению с отходами» (далее – АО «Управление по обращению с отходами») (региональный оператор) и МУП «ЖЭУ № 10» (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг по приему отходов производства и потребления к захоронению на свалке городского округу «Город Южно-Сахалинск», согласно которому и дополнительному соглашению к нему от 27 января 2021 года региональный оператор осуществляет транспортирование и (или) ввоз собственным транспортом или транспортом подрядной организации отходов производства и потребления на свалку городского округа «Город Южно-Сахалинск» и оплачивает услуги исполнителя, а исполнитель обязуется оказать услуги по приему указанных отходов и их захоронению за установленную плату в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Согласно информации АО «Управление по обращению с отходами» от 27 октября 2021 года, представленной в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, названное акционерное общество не осуществляет самостоятельную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Твердые коммунальные отходы передаются АО «Управление по обращению с отходами» МУП «ЖЭУ № 10» с целью их размещения на свалке твердых бытовых отходов, расположенной в западной части города Южно-Сахалинска.
Указанная информация подтверждена статистическим отчетом формы № 2-ТП (отходы), утвержденным приказом Росстата от 9 октября 2020 года № 627 «Об утверждении формы» с изменениями от 13 ноября 2020 года № 698, представленным АО «Управление по обращению с отходами» в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора за 2020 год, согласно которому МУП «ЖЭУ № 10» принимало от АО «Управление по обращению с отходами» твердые коммунальные отходы с целью их размещения, Территориальной схемой обращения с отходами Сахалинской области, согласно которой МУП «ЖЭУ № 10» эксплуатирует свалку, расположенную в юго-западной части города Южно-Сахалинска, а также сайтом МУП «ЖЭУ № 10», на котором размещена информация о стоимости талонов на размещение МУП «ЖЭУ № 10» твердых коммунальных отходов на указанной свалке городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Таким образом, из представленных в деле доказательств следует, что МУП «ЖЭУ № 10» осуществляет деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объекте - свалке городского округа «Город Южно-Сахалинск», который оказывает негативное воздействие на окружающую среду по виду осуществляемой деятельности (размещение отходов), за которую в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ взимается соответствующая плата за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании информации, представленной АО «Управление по обращению с отходами», проверки указанных в ней сведений и данных, содержащихся в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора установлено, что по состоянию на 7 декабря 2021 года вышеуказанный объект не постановлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о чем свидетельствует служебная записка начальника отдела разрешительной деятельности названного управления.
Заявка о постановке данного объекта на государственный учет МУП «ЖЭУ № 10» в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора не подавалась, что не оспаривалось ФИО1 и его защитником при производстве по делу.
Данное обстоятельство указывает на нарушение частей 1 и 2 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно материалам дела, распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 9 октября 2020 года ФИО1 принят на должность директора МУП «ЖЭУ № 10» с 12 октября 2020 года. Срок трудового договора с ФИО1 продлен распоряжениями администрации города Южно-Сахалинска от 6 октября 2021 года до 11 октября 2022 года и от 10 октября 2022 года до 11 октября 2023 года.
Поскольку ФИО1, приступив к исполнению обязанностей директора МУП «ЖЭУ № 10», в должной степени не изучил сложившуюся на предприятии ситуацию, не принял организационно-распорядительные меры для соблюдения возглавляемым им предприятием требований законодательства по подаче заявки о постановке объекта, на котором МУП «ЖЭУ № 10» осуществляет хозяйственную деятельность, к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он привлечен обоснованно.
Указание в жалобе на невозможность поставить свалку на государственный учет, поскольку она фактически ликвидирована на основании решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 25 октября 2006 года, выходит за пределы вмененного ФИО1 по настоящему делу правонарушения, заключающегося исключительно в неподаче заявки в компетентный орган - Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора для решения вопроса о постановке объекта на соответствующий учет, а не в его не постановке на такой учет.
Вопреки доводам жалобы оснований для привлечения к административной ответственности учредителя МУП «ЖЭУ № 10» не имеется, поскольку ответственность за неподачу заявки о включении объекта, отказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на соответствующий государственный учет возлагается исключительно на лицо, осуществляющего его эксплуатацию.
Ссылка в жалобе на то, что за данное правонарушение МУП «ЖЭУ № 10» также привлечено к административной ответственности, основанием для отмены состоявшихся по делу актов не является, поскольку в силу пункта 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Исключений, установленных частями 4 и 5 статьи 2.1 названного Кодекса, и условий для освобождения должностного лица ФИО1 от ответственности не имеется.
Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.
Административное правонарушение, предусмотренное статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренной законом обязанности по подаче заявки о постановке объекта на государственный учет, относится к категории длящихся, что согласуется с положениями пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», и неоднократно сформулировано в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 5-АД19-21, от 13 мая 2019 года № 5-АД19-23, от 10 сентября 2021 года № 11-АД21-31-К6. Данное правонарушение выявлено Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора 7 декабря 2021 года. На дату вынесения постановления о назначении административного наказания и рассмотрения дела исчисляемый с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Наказание назначено ФИО1 в пределах минимальной санкции, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы послужить основанием к изменению или отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 декабря 2021 года №НМ-20-426/2021 и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление №10» городского округа «город Южно-Сахалинск» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 и его защитника Мошенского А.В. – без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование решений по делу об административном правонарушении возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова