ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-298/2015 от 14.10.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Белова Е.В. дело № 72-298/2015Р Е Ш Е Н И Е

14 октября 2015 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Крылов Н.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Л В.В. на постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения (заставы) в населенном пункте <адрес>Д Р.И. и решение судьи Южно-Курильского районного суда от 27 июля 2015 года по делу о его привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

8 июня 2015 года постановлением временно исполняющего обязанности начальника отделения (заставы) в населенном пункте <адрес>Д Р.И.Л В.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 рублей.

Это постановление защитник Л В.В.Р А.А. обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Курильского районного суда от 27 июля 2015 года постановление оставлено без изменения.

На указанные решение и постановление Л В.В. принесена жалоба, в которой он просит их отменить. Пишет, что при проведении контрольных мероприятий предъявил паспорт гражданина Российской Федерации и командировочное удостоверение работодателя, являющиеся достаточными документами для временного пребывания в пограничной зоне.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и в пограничной зоне включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

В силу статьи 17 названного Закона въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Аналогичные правила содержатся в пункте 1.1 Приказа ФСБ Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 515 «Об утверждении Правил пограничного режима» (далее-Правила).

Пунктом 1.2, подпунктом «г» пункта 1.2.1.4 указанных Правил предусмотрено, что въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, наряду с иными категориями лиц, осуществляют не имеющие регистрации по месту пребывания или по месту жительства, расположенному в пограничной зоне и находящемуся в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности работники организаций, места работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе документы, подтверждающие их должностное положение (справки с места работы об исполнении указанными работниками трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне, или маршрутные листы) (командировочные удостоверения (предписания)).

Из протокола об административном правонарушении видно, что Л В.В., не состоящий на регистрационном учете по месту жительства или пребывания, находился на судне <данные изъяты> в морском терминале Южно-Курильск, расположенном на территории муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», являющегося пограничной зоной, согласно Приказу ФСБ России от 14 апреля 2006 года №149 «О пределах пограничной зоны на территории Сахалинской области». При проведении 5 июня 2015 года сотрудниками пограничной службы контрольных мероприятий Л В.В. в подтверждение законности въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания и передвижения в ней предъявил паспорт гражданина Российской Федерации и командировочное удостоверение сроком действия с 21 мая по 30 декабря 2015 года, подтверждающее его должностное положение.

Из дела видно, что согласно трудовому договору и приказу ООО <данные изъяты> от 19 мая 2015 года, Л В.В. принят на работу с указанной даты на судно <данные изъяты> на должность матроса. С приказом работник ознакомлен 20 мая 2015 года, а 23 мая 2015 года он выбыл из города Южно-Сахалинска для выполнения работ на судне <данные изъяты>, прибыв в пгт. Южно-Курильск 24 мая 2015 года, имея при себе командировочное удостоверение (л.д. 40-42).

При таких обстоятельствах, вывод административного органа о недействительности командировочного удостоверения, выданного работнику Л В.В. работодателем ООО <данные изъяты> со ссылкой на Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №749, несостоятелен и вину лица, привлеченного к административной ответственности, не подтверждает, поскольку обоснованность выдачи командировочного удостоверения находится в зоне ответственности работодателя, а не работника.

Таким образом, довод жалобы Л В.В. о соблюдении им правил пограничного режима в части пребывания в пограничной зоне с надлежащими документами при себе, заслуживает внимания.

Отсутствие у Л В.В. при себе мореходной книжки не образует состава вмененного ему административного правонарушения по следующим основаниям.

Согласно Положению о мореходной книжке, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 628, мореходная книжка является документом, содержащим сведения о работе моряка в качестве члена экипажа морского судна (далее - судно).

Мореходная книжка должна быть на руках у каждого члена экипажа морского судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, при выходе на судне в море в качестве подтверждения занятия должности на борту этого судна.

Мореходная книжка всегда находится у моряка, за исключением случаев, когда с письменного согласия моряка она хранится у капитана судна (пункты 1,5,13 Положения).

По смыслу приведенных норм мореходная книжка является документом иного назначения, подтверждающим статус моряка как члена экипажа морского судна, и не свидетельствует о месте его работы в организации, расположенной в пограничной зоне.

Наличие мореходной книжки у Л В.В. и факт её хранения у капитана судна административным органом не исследованы.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения.

В связи с отсутствием нарушений Л В.В. правил пограничного режима обжалуемые постановление и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения (заставы) в населенном пункте <адрес>Д Р.И. и решение судьи Южно-Курильского районного суда от 27 июля 2015 года по делу о привлечении Л В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Судья

Сахалинского областного суда Н.А. Крылов