Судья Мигаль О.И. Дело № 72-299/2020
РЕШЕНИЕ
30 сентября 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» Ф.И.О.2 на решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 10 июня 2020 года по делу о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 группы ОРКМ Службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области (далее – ПУ ФСБ) от 31 марта 2020 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» (далее – ООО РК «Островной», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением судьи Южно-Курильского районного суда от 10 июня 2020 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, либо снизить размер назначенного административного штрафа в порядке, предусмотренном пунктами 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку уведомление о намерении пересечения государственной границы было направлено в пограничный орган с незначительным опозданием, получено последним за 3 час 18 минут до выхода судна из порта, что исключает наличие существенной угрозы охраняемым законом отношениям, и не повлекло невозможность осуществление контрольных мероприятий. В обоснование довода о снижении размера назначенного штрафа указал, что ООО РК «Островной» заключено соглашение с АО «Корпорация Развития Дальнего Востока», на основании которого Общество реализует на территории опережающего развития «Курилы» якорный проект – «Создание рыбоперерабатывающего комплекса «Островной», включенный в список приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». По сведениям, содержащимся в заявке на заключение Соглашения проект финансируется заемными средствами. Таким образом, учитывая текущий объем заемных средств, назначение административного штрафа в размере 500000 рублей повлечет за собой существенные негативные последствия, а также несет угрозу реализации инвестиционного проекта.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Правила пересечения государственной границы Российской Федерации предусмотрены Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной границе Российской Федерации).
Согласно пункту «а» части 1, частям 2, 4 и 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы (часть 2).
Неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов (часть 4).
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее – Правила № 341).
Названными Правилами установлен порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств (подпункт «а» пункт 1).
В пункте 2 Правил № 341 закреплено, что уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении.
Согласно пункту 4 Правил №341 уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению №1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море. Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.
В приложении №1 к Правилам №341 предусмотрена форма уведомления о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, и российскими судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств.
Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО РК «Островной» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что 05 февраля 2020 года в 14 часов 10 минут судно РС «Островной-8», принадлежащее на праве собственности ООО РК «Островной», вышло из порта Малокурильск в целях осуществления рыболовства, и в период до 08 февраля 2020 года неоднократно пересекало Государственную границу Российской Федерации:
- 05 февраля 2020 года в 15 часов 50 минут на выход из территориального моря Российской Федерации в географических координатах <данные изъяты>;
- 05 февраля 2020 года в 16 часов 50 минут на вход в территориальное море Российской Федерации в географических координатах <данные изъяты>;
- 08 февраля 2020 года в 11 часов 50 минут на выход из территориального моря Российской Федерации в географических координатах <данные изъяты>;
- 08 февраля 2020 года в 12 часов 50 минут на выход в территориальное море Российской Федерации в географических координатах <данные изъяты>.
При этом, убывая из морского терминала Малокурильск, судно РС «Островной-8» под управлением капитана Ф.И.О.3 направило уведомление в адрес пограничного органа 05 февраля 2020 года в 10 часов 52 минуты (за 3 часа 18 минут до фактического выхода судна), чем было допущено нарушение пунктов 4, 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации и пункта 4 Правил №341.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 16 марта 2020 года (л.д. 24-32); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 36-57); актом осмотра судна от 16 февраля 2020 года (л.д. 60-61); судовым журналом (л.д. 62-72); промысловым журналом (л.д. 73-78); уведомлением о намерении неоднократного пересечения государственной границы (л.д. 79); судовой ролью (л.д. 80); свидетельством соответствия ТСК № (л.д. 81); фототаблицей (л.д. 82); разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (л.д. 83); свидетельством о праве собственности на судно (л.д. 84); свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (л.д. 85); ответ специалиста судоводителя отряда пскр в с. Малокурильское от 11 февраля 2020 года (л.д. 94); ответом дежурного по отряду пскр от 18 февраля 2020 года № (л.д. 96); скриншотом (л.д. 100); ответом специалиста судоводителя отряда пскр в с. Малокурильское от 25 февраля 2020 года (л.д. 102); протоколом об административном правонарушении от 21 февраля 2020 года в отношении Ф.И.О.3 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 105-110); объяснениями Ф.И.О.3 (л.д. 111-112); постановлением о назначении административного наказания Ф.И.О.3 (л.д. 115-125); приказом о вступлении на должность генерального директора (л.д. 131); Уставом Общества (л.д. 132-141); приказом о приеме на работу Ф.И.О.3 (л.д. 144); трудовым договором от 04 января 2020 года (л.д. 155-164),
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ООО РК «Островной» не приняло возможные и необходимые меры по соблюдению капитаном судна РС «Островной-8» законодательства о Государственной границе Российской Федерации.
Обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом требований указанного законодательства, не представлено.
В этой связи, проанализировав вышеприведенные доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о нарушении ООО РК «Островной» порядка уведомления пограничного органа о намерении осуществить неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации и о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которой не имеется.
Имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства исследованы и установлены полно, всесторонне и объективно. Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу не допущено.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указано на привлечение Общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, штраф по которому согласно представленной ОРКМ Службы р.<адрес> ПУ ФСБ информации до настоящего времени не оплачен.
Обстоятельств для применения последствий, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении не установлено. Не является таким обстоятельством и нарушение установленного Правилами №341 срока уведомления пограничного органа о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации, поскольку характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения. Существенная угроза охраняемым правоотношениям в данном случае выражается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Осуществляя деятельность, связанную с пересечением Государственной границы, Общество должно было обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Мотивы, по которым судья пришел к таким выводам, приведены в обжалуемом решении. Оснований с ними не согласиться не имеется.
Оснований для назначения ООО РК «Островной» наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не имеется.
В соответствии с частями 3, 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, для применения положений указанной нормы необходима совокупность исключительных обстоятельств.
В качестве исключительных обстоятельств ООО РК «Островной» в жалобе указывает на заключение соглашения с Ф.И.О.5, на основании которого Общество реализует на территории опережающего развития «Курилы» якорный проект – «Создание рыбоперерабатывающего комплекса «Островной», включенный в список приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Ссылается на содержащиеся в заявке ООО РК «Островной» на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего развития сведения, согласно которым проект финансируется заемными средствами в размере 70% об общей суммы инвестиций. Вместе с тем, заключение данного соглашения не раскрывает имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица и не подтверждает наличие исключительных обстоятельств.
Учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, объектом посягательства которого являются отношения в сфере защиты государственной границы Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере, и, принимая во внимание, что при рассмотрении жалобы не представлены достаточные доказательства, подтверждающие исключительность рассматриваемого случая, либо избыточный характер назначенного административного наказания, оснований для снижения размера административного штрафа не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Южно-Курильского районного суда от 10 июня 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Рыбокомбинат Островной» – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Л.А. Бочарова