ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-2/2015 от 16.01.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  СудьяЮ.С.Калашникова дело№72-2/2015


 РЕШЕНИЕ

 16января2015года городЮжно-Сахалинск


 Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу С.С.В. на решение судьи Углегорского городского суда от <дата> по делу о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 установила:

 постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление Ространснадзора) от <дата> начальник государственного унитарного предприятия <наименование> (далее – ГУП <наименование>, Предприятие) С.С.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

 Указанное постановление С.С.В. обжаловал в суд.

 Решением судьи Углегорского городского суда от <дата> постановление изменено: исключено указание на вменение С.С.В. нарушения пунктов 5.6.9, 5.6.10 приказа Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2011 года №42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». В остальной части обжалуемое постановление оставлено без изменения.

 На решение судьи С.С.В. подана жалоба, в обоснование которой он считает, что ГУП <наименование> не является субъектом транспортной инфраструктуры, на который распространяет свое действие Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника С.С.В. – Г.А.А., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя административного органа Че Сан Ду, возразившего против ее удовлетворения, прихожу к следующему.

 Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления Ространснадзора от <дата> №*** в отношении ГУП <наименование> в период с <дата> по <дата> сотрудником Управления проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства.

 По результатам проверки составлен акт от <дата>, согласно которому на предприятии выявлены нарушения требований Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Минтранса России от 9 февраля 2011 года №42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».

 Указанное явилось основанием для привлечения начальника ГУП <наименование> С.С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Проверяя законность постановления о наложении на С.С.В. административного взыскания, судья Углегорского городского суда пришел к выводу о том, что ГУП <наименование> является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку использует транспортные средства, а также склад и теплую стоянку, относящиеся к объектам транспортной инфраструктуры, для выполнения основных видов деятельности.

 С указанным выводом судьи согласиться нельзя в силу следующего.

 Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон №16) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

 В силу пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 При этом в статьей 1 Федерального закона №16 определены понятия субъекта транспортной инфраструктуры, объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых в целях настоящего закона.

 Так, под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).

 Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации (пункт 5).

 Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение; воздушные суда коммерческой гражданской авиации; воздушные суда авиации общего назначения; суда, используемые в целях торгового мореплавания; суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров и (или) для перевозки грузов повышенной опасности; железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности; транспортные средства городского наземного электрического транспорта (пункт 11).

 Из приведенных норм следует, что положения Федерального закона №16 подлежат толкованию и применению в совокупности с общими положениями действующих транспортных кодексов и уставов, в том числе Федерального закона от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта), который регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, являющихся частью транспортной системы Российской Федерации, определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа, грузов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

 В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Устава автомобильного транспорта объектами транспортной инфраструктуры признаются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

 Таким образом, к объектам транспортной инфраструктуры, на которых должно обеспечиваться соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом №16-ФЗ и другими нормативными правовыми актами в указанной сфере правового регулирования, относятся сооружения и производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания субъектов отношений по перевозке транспортом, в том числе автомобильным, пассажиров, багажа, а также опасных грузов, возникающих на основе соответствующих договоров перевозки.

 Следовательно, к объектам транспортной инфраструктуры в соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ во взаимосвязи с нормами статьи 1 Устава автомобильного транспорта не могут быть отнесены здания и сооружения, предназначенные не для организации перевозочной деятельности на основании соответствующих договоров, а для удовлетворения собственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в перевозках, возникающих в ходе осуществления ими основных видов деятельности.

 К субъектам транспортной инфраструктуры следует относить юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке опасных грузов, пассажиров и багажа в интересах иных лиц на основании заключенных с ними договоров перевозки с использованием принадлежащих им на законном основании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Лицо, использующее в процессе своей основной производственной или иной деятельности, принадлежащие ему транспортные средства и необходимые для их функционирования объекты для собственных нужд, не может быть признано субъектом транспортной инфраструктуры в смысле, придаваемом данному понятию статьей 1 Федерального закона №16-ФЗ.

 Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, ГУП <наименование> создано с целью исполнения государственного заказа Сахалинской области по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

 Для осуществления указанной основной деятельности предприятия, связанной с содержанием, ремонтом, строительством (реконструкцией) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Сахалинской области Предприятием используется имущество, а именно, транспортные средства, склад, теплая стоянка, находящиеся в собственности Сахалинской области и переданные ему на праве хозяйственного ведения.

 При этом административным органом не представлено доказательств использования имеющихся у Предприятия транспортных средств и объектов, в том числе склада и теплой стоянки, для осуществления деятельности по регулярной перевозке пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо использование их для перевозки опасных грузов, на осуществление которых требуется специальное разрешение.

 Само по себе наличие в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ГУП <наименование> сведений о дополнительных видах деятельности, таких как «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин», «Оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом», а в Уставе Предприятия указание на «Перевозку грузов сторонним организациям», «Оказание транспортных услуг», при отсутствии доказательств фактического осуществления этих видов деятельности и перевозки Предприятием пассажиров, багажа и опасных видов грузов, основанием для привлечения руководителя Предприятия к административной ответственности служить не может.

 При таких данных, постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 решила:

 решение судьи Углегорского городского суда от <дата> и постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от <дата> по делу о привлечении С.С.В. к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 СудьяСахалинскогообластногосуда Ю.А.Богомолова