ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-2/2017 от 18.01.2017 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Лукша Е.Н. Дело № 72-2/2017

Р Е Ш Е Н И Е

18 января 2017 г. г. Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области Д.В.А. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 сентября 2016 г. по делу о привлечении федерального казенного учреждения «Л.» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а :

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 24 мая 2016 г. федеральное казенное учреждение «Л.» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области (далее – Ф. Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, начальник Ф. обжаловал его в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 сентября 2016 г. постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В протесте, поданном в Сахалинский областной суд, Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области просит решение судьи отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судьей норм материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что указанные по делу должности, в отношении которых необходимо проведение специальной оценки условий труда, включены в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Д.В.А., поддержавшего протест, защитника Ф.Л.Я.А., возразившего против его удовлетворения, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что влечет для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 08 апреля 2016 г. Сахалинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проведена проверка на предмет соблюдения требований трудового законодательства, по итогам которой установлено, что в Ф. не проведена специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест участка колонии-поселения: чистильщик канализационных тоннелей и каналов, машинист (кочегар) котельной, фасовщик, а также в отношении рабочих мест жилой зоны: электрогазосварщик, дневальный, уборщик территории, дворник, подсобный рабочий, уборщик служебных помещений, повар, кухонный рабочий, санитар, мойщик посуды, дезинфектор.

Указанное явилось основанием для возбуждения в отношении Учреждения производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности.

Отменяя постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу за отсутствием события правонарушения, судья Южно-Сахалинского городского суда пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) такая оценка может проводиться в Учреждении поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. При этом судья сослался на отсутствие доказательств отнесения вышеуказанных должностей к категории рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 названного закона, проведение специальной оценки в отношении которых предусмотрено в первоочередном порядке.

С указанным выводами судьи согласиться нельзя.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, должности, в отношении которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости и предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрены законодательством Российской Федерации и закреплены в нормативных правовых актах.

Следовательно, судье следовало поставить данный вопрос на обсуждение сторон, проанализировать нормы действующего законодательства в этой сфере правового регулирования, с учетом которого определить относятся ли указанные прокурором должности к категории рабочих мест, в отношении которых должна проводиться специальная оценка условий труда в первоочередном порядке, что в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не сделано.

Поскольку данные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемое решение судьи подлежит отмене, а дело возвращению в суд на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а :

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 сентября 2016 г. отменить, дело направить в Южно-Сахалинский городской суд на новое рассмотрение.

Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова