Судья Мигаль О.И. дело №72-300/2020
Р Е Ш Е Н И Е
09 октября 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника капитана РШ «Туманный» ФИО1 – Ткачева В.Г. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды государственного природного заповедника «Курильский» от 06 марта 2020 года № и решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 11 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанного должностного лица,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды государственного природного заповедника «Курильский» от 06 марта 2020 года № должностное лицо – капитан РШ «Туманный» ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 11 июня 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеназванными актами, защитник ФИО1 – Ткачев В.Г. подал жалобу в Сахалинский областной суд, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года №213 с последующими изменениями, внесенными постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 января 1996 года №40, не подлежит применению, поскольку указанный нормативный акт не опубликован в установленном порядке.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в пункте 49 которого указан Государственный природный заповедник «Курильский» Сахалинской области.
Морская охранная зона государственного природного заповедника «Курильский» образована постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года №213 в целях защиты территории государственного природного заповедника «Курильский» от неблагоприятных антропогенных воздействий, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и утверждено Положение о морской охранной зоне заповедника.
В силу пункта 4.2 указанного Положения о морской охранной зоне государственного природного заповедника «Курильский», утвержденного постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года №213, с последующими изменениями, внесенными постановлением губернатора Сахалинской области от 29 января 1996 года №40, в охранной зоне установлен ограниченный режим природопользования. Всякая хозяйственная и иная деятельность в пределах охранной зоны, отрицательно влияющая на состояние биогеоценозов и отдельных видов животных и растений шельфовых вод, запрещается. В охранной зоне запрещается, в том числе нахождение плавучих сооружений.
Из материалов дела следует, что 14 июня 2019 года в 11 часов 55 минут капитан судна РШ «Туманный» (бортовой номер КВ-0937, судовладелец ООО «Фиш-яр») ФИО1, при исполнении своих должностных обязанностей, в Кунаширском проливе в координатах <данные изъяты> дважды допустил отход от борта судна в направлении берега к острову Кунашир плавбота (маломерное моторизированное плавсредство ПБ) под управлением подчиненного матроса, незаконный (без специального разрешения) заход плавбота в морскую охранную зону заповедника «Курильский»:
- первый вход в 11 часов 56 минут в координатах <данные изъяты>), выход в 12 часов 02 минуты в координатах <данные изъяты>);
- второй вход в 15 часов 22 минуты в координатах <данные изъяты>, выход в 15 часов 48 минут в координатах <данные изъяты>.
Все географические точки с вышеуказанными координатами (в системе WGS-84) в Кунаширском проливе на удалении от 1,2 километра до 1 морской мили (в северо-западном направлении) от мыса ФИО2 острова Кунашир Сахалинской области входят в границу морской охранной зоны заповедника «Курильский».
Нахождение плавбота на указанной территории зафиксировано РЛС 49 отделения (пограничной заставы) в населенном пункте Алёхино Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления по Сахалинской области Федеральной службе безопасности России.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения капитана судна РШ «Туманный ФИО1 к административной ответственности предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно понятиям, определенным в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации и в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, под судном понимается самоходное или не самоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства.
Следовательно, на плавбот, являющийся принадлежностью судна РШ «Туманный», распространяется установленный в пункте 4.2 Положения о морской охранной зоне государственного природного заповедника «Курильский» запрет нахождения в охранной зоне.
В этой связи, принимая во внимание, что ФИО1 нарушен режим охранной зоны особо охраняемой природной территории и фактическое нахождение маломерного моторизированного плавсредства ПБ в морской охранной зоне заповедника «Курильский» им не оспаривается, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 административного правонарушения предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С доводом жалобы о том, что Положение о морской охранной зоне государственного природного заповедника «Курильский», утвержденное постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года №213 с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 января 1996 года №40, не подлежит применению, поскольку указанный нормативный акт не опубликован в установленном порядке, согласиться нельзя.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Как установлено судом, Положение о морской охранной зоне государственного природного заповедника «Курильский» размещено на официальном сайте заповедника со дня начала его работы (с 01 марта 2013 года), в настоящее время этот документ находится в разделе официального сайта заповедника «Курильский» и доступен для скачивания.
Более того, требования природоохранного законодательства в акватории морской охранной зоны заповедника 29 марта 2016 года официально доведены до сведения законного представителя ООО «Фиш-яр» директором администрации государственного природного заповедника «Курильский», что подтверждено материалами дела.
Таким образом, ООО «Фиш-яр», осуществляя свою деятельность, имело возможность ознакомиться с вышеприведенными положением и соблюсти установленный в морской охранной зоне государственного природного заповедника «Курильский» режим охраны.
Вопреки доводам жалобы установленное в постановлении Губернатора Сахалинской области правовое регулирование режима ограниченного природопользования в охранной зоне природного заповедника «Курильский» не находится в противоречии с действующим законодательством.
Согласно преамбулы к Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее-Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 февраля 2004 года №167 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Курильский».
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Положения о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Курильский», в которых закреплен порядок образования заповедника, констатировано, что заповедник учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1984 года №47 и организован в соответствии с приказом Главохоты РСФСР от 23 февраля 1984 года на площади 65365 га на острове Кунашир (Северный участок - 49899 га и Южный участок - 15366 га) и на отдельных островах Малой Курильской гряды (острова ФИО3 и Осколки, общей площадью 100 га) Южно-Курильского района Сахалинской области (пункт 3.1).
На прилегающих к территориям заповедника участках земли решением Сахалинского облисполкома от 15 октября 1982 года №361 с изменениями, внесенными решением Сахалинского областного Совета народных депутатов от 29 марта 1989 года №76, создана охранная зона площадью 41475 га и утверждено Положение об охранной зоне, а вдоль границ заповедника шириной в одну милю на участках внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации постановлением Губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года №213 с последующими изменениями, внесенными постановлением Губернатора Сахалинской области от 29 января 1996 года №40, создана морская охранная зона и утверждено положение о морской охранной зоне заповедника. В пределах сухопутной и морской охранных зон заповедника установлен ограниченный режим природопользования (пункт 3.2 Положения).
В силу статьи 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Согласно пункту 6.1 Положения о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Курильский», утвержденного приказом Минприроды России от 17 февраля 2004 года №167, на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе, промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта без пропуска установленного образца; иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач, основной из которых является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов южных Курильских островов (пункт 2.1 Положения).
Довод защитника о противоречии постановления Губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года №213 с последующими изменениями, внесенными постановлением губернатора Сахалинской области от 20 января 1996 года №40, действующему законодательству в связи с отсутствием у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время полномочий на принятие решения об образовании охранной зоны государственного природного заповедника и утверждение положения о ней является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции Федерального закона от 14 марта 1995 года, действующей на момент принятия Губернатором Сахалинской области постановлений №№213 и 40, принятие решения об образовании охранной зоны государственного природного заповедника и утверждение положения о нем относилось к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В этой связи указанные акты приняты органом исполнительной власти Сахалинской области в пределах предоставленных ему полномочий.
То обстоятельство, что впоследствии законодательство изменено, пункт 4 статьи 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №406-ФЗ), действующие на период совершения правонарушения по данному делу, признан утратившим силу, а пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» изложен в новой редакции, в соответствии с которой «для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании», не свидетельствует о противоречии ранее действующего законодательства вновь принятым нормам, поскольку иного регулирования в отношении охранных зон природного заповедника «Курильский» федеральным законодателем не принято, а в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона №406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Наказание ФИО1 назначено с соблюдением положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Учитывая, что при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены состоявшегося решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды государственного природного заповедника «Курильский» от 06 марта 2020 года № и решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 11 июня 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника капитана РШ «Туманный» ФИО1 – Ткачева В.Г. – без удовлетворения.
В соответствии с нормами статьей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая