ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-300/2017 от 27.06.2017 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

СудьяКопылов В.В. дело№ 72-300/2017

РЕШЕНИЕ

27 июня 2017 г. г. Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения С.П.Г.Ф. на решение судьи Смирныховского районного суда от 10 мая 2017 г. по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (далее – Министерство) от 16 февраля 2017 г. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение С. (далее - МБОУ С., Учреждение) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Указанное постановление директор Учреждения П.Г.Ф. обжаловала в суд.

Решением судьи Смирныховского районного суда от 10 мая 2017 г. постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, директор Учреждения просит решение судьи и постановление должностного лица отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, направляется на согласование в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области. Обращает внимание, что должностным лицом, проводившим проверку, не установлен класс опасности выявленных отходов. Считает неправомерным привлечение к административной ответственности в пределах срока, установленного в предписании для устранения выявленных нарушений.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно протоколу об административном правонарушении отходы МБОУ С. (системный блок, сканер, принтер, монитор, клавиатура, мышь и другая оргтехника) не классифицированы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не утверждены.

Привлекая МБОУ С. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган исходил из фактов нарушений образовательным учреждением требований обращения с отходами, выявленных в ходе выездной плановой проверки.

Оставляя без изменения постановление административного органа о привлечении Учреждения к административной ответственности, судья Смирныховского районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Положениями пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, в МБОУ С. часть отходов, образованных в процессе его деятельности (системный блок, сканер, принтер, монитор, клавиатура, мышь и другая оргтехника) не отнесены к конкретному классу опасности.

Указанное обстоятельство установлено в ходе проверки юридического лица, подтверждается актом от 13 февраля 2017 г. и Учреждением не оспаривалось.

Вопреки доводу в жалобе, в силу закона обязанность по определению в установленном порядке класса опасности отходов возложена на юридическое лицо, в процессе деятельности которого такие отходы образуются, а не на должностных лиц, проводящих проверку соблюдения требований законодательства.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 89-ФЗ
применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (абзац 2 пункт 4).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 6).

Таким органом на территории Сахалинской области является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, которое в сфере обращения с отходами устанавливает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (пункт 3.3 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, утвержденного Постановлением Администрации Сахалинской области от 15 декабря 2009 года № 514-па).

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 15 декабря 2015 года № 77 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в соответствии с которым ПНООЛР разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (пункт 1.5).

Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также решение о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляются распоряжением министерства (пункт 1.6).

По смыслу Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МБОУ С. не является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору.

В силу приведенного правового регулирования МБОУ С., являясь объектом регионального экологического надзора, обязано утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в органе исполнительной власти Сахалинской области в области обращения с отходами.

Административным органом и судьей установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в МБОУ С. не утверждены, соответствующие документы по указанному вопросу в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области не поступали.

При таких данных, судья пришел к правильному выводу о наличии в бездействии МБОУ С., невыполнившего установленные законом экологические требования при обращении с отходами потребления, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе вины в его совершении.

Вопреки доводу в жалобе, выдача предписания и установление в нем срока для устранения нарушений не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за допущенное нарушение действующего экологического законодательства.

Учитывая, что при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены состоявшегося решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Смирныховского районного суда от 10 мая 2017 г. оставить без изменения, жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения С.П.Г.Ф. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова