ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-30/2021 от 14.01.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Юхно Н.В. дело № 72-30/2021

Р Е Ш Е Н И Е

14 января 2021 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от 13 августа 2020 года и решение судьи Южно-Курильского районного суда от 2 ноября 2020 года по делу о привлечении должностного лица – капитана судна РШ «Туманный» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от 13 августа 2020 года капитан судна РШ «Туманный» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Указанное постановление ФИО1 обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Курильского районного суда от 2 ноября 2020 года постановление должностного лица пограничного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Настаивает на том, что при производстве по делу неправильно определена дата окончания судном РШ «Туманный» периода рыболовства с учетом доставки уловов водных биологических ресурсов в места доставки и выгрузки (10 июля 2020 года), поскольку после указанной даты и вплоть до 15 августа 2020 года оно продолжило осуществлять рыболовство в соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил рыболовства с учетом улова водных биологических ресурсов в местах их доставки и выгрузки. В этой связи у ФИО1 отсутствовала обязанность направить 9 июля 2020 года, то есть не менее чем за одни сутки, в пограничный орган уведомление о дате окончания периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Согласно частям 5 и 6 статьи 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в морских водах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, в иные места доставки. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации. Порядок доставки указанных в части 5 настоящей статьи уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, в иные места доставки устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 184 утвержден Порядок доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в Каспийском море, и произведенной из них рыбой и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в иные места доставки, подпунктом «а» пункта 1 которого уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в Каспийском море, а также произведенная из них рыбная и иная продукция доставляются в морские порты Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В силу части 1 статьи 43.1 Закона о рыболовстве правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статьи 43.1 Закона о рыболовстве).

Согласно пункту 9 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267 (далее – Правила рыболовства), пользователи при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства в морских водах с доставкой и выгрузкой уловов водных биоресурсов на берег в живом, свежем или охлажденном виде осуществляют их учет:

- в местах добычи (вылова) водных биоресурсов (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, координаты, рыболовный (рыбопромысловый) участок);

- либо на основе добровольного выбора - в местах доставки и выгрузки уловов водных биоресурсов, указанных в пункте 10 Правил рыболовства (далее - рыболовство с учетом уловов в местах доставки и выгрузки), с соблюдением требований и ограничений, установленных Правилами рыболовства в отношении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки.

Местами доставки и выгрузки уловов водных биоресурсов (далее - места доставки и выгрузки) при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки являются: при осуществлении промышленного рыболовства - морские порты Российской Федерации и иные места, установленные Правительством Российской Федерации для доставки уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства (подпункт «а» пункта 10 Правил рыболовства.

Пунктом 11 Правил рыболовства установлено, что пользователи, выбравшие осуществление рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки, обязаны уведомить об этом пограничный орган:

не менее чем за трое суток о дате начала периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки;

не менее чем за одни сутки о дате окончания периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки;

не менее чем за 3 часа о времени и месте выгрузки уловов водных биоресурсов в каждом случае выгрузки уловов водных биоресурсов в течение периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки.

Согласно подпункту «б» пункта 13.6 Правил рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, должны осуществлять в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства, после завершения каждого рейса (выхода в море) при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки: раздельный учет улова водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, суммарно добытых (выловленных) за весь период рейса (выхода в море), в промысловом журнале и других отчетных документах по окончании работ по определению весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов.

Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что осуществление рыболовства с учетом уловов водных биологических ресурсов (извлеченных (выловленных) из среды обитания) в местах доставки и выгрузки предполагает доставление уловов в соответствующие места.

Как следует из материалов дела, 15 июля 2020 года в порту Южно-Курильск в ходе осуществления контрольно-проверочных мероприятий сотрудниками Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области осмотрено судно РШ «Туманный».

Установлено, что указанное судно, собственником которого является ООО «Фиш-яр», арендуемое ООО «Прилив» на основании договора аренды с экипажем (тайм-чартер), под управлением капитана ФИО1 осуществляет промышленное рыболовство - добычу трепанга дальневосточного на основании разрешения , выданного ООО «Прилив», в территориальном море Российской Федерации в Южно-Курильской подзоне 6104. 9 мая 2020 года в 12 часов 42 минуты сахалинского времени в адрес ситуационного отдела Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от представителя ООО «Прилив» по телефону поступило уведомление о дате начала периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки в соответствии с пунктом 11 Правил рыболовства, что свидетельствует о выборе осуществления им рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки. В соответствии с выбранным способом осуществления рыболовства согласно сведениям, отраженным в промысловом журнале, 8 июля 2020 года РШ «Туманный» произвело выгрузку 350 кг трепанга дальневосточного в порту Южно-Курильск, направив при этом уведомление в соответствии с пунктом 11 Правил рыболовства не менее чем за 3 часа о времени и месте выгрузки уловов водных биоресурсов. 9 июля 2020 года оно осуществило переход в район промысла и закончило промысел с выгрузкой сырца трепанга дальневосточного и продукции из него в виде трепанга дальневосточного сушеного 15 июля 2020 года. При этом согласно сведениям, отраженным в журнале учета готовой продукции и движения сырья за рейс, с 10 июля 2020 года на судне осуществлялось производство готовой продукции из трепанга.

Указанное обстоятельство свидетельствует об окончании 10 июля 2020 года периода осуществления судном РШ «Туманный» под управлением капитана ФИО1 рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки и фактическое осуществления их учета в местах добычи (вылова) водных биологических ресурсов при изготовлении продукции.

Однако уведомление в нарушение требований пункта 11 Правил рыболовства о дате окончания названным судном периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки не менее чем за одни сутки (9 июля 2020 года) в пограничный орган не направлено, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку в соответствии с главой 4 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 года № 140, капитан судна РШ «Туманный» ФИО1 является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в отношении рыболовного судна и членов экипажа, и на которое возложена обязанность по соблюдению на судне законов, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла в соответствии с требованиями нормативных документов, он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина ФИО1 в совершении вмененного ему правонарушения основана на совокупности собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет их соответствия требованиям статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о неправильном определении пограничным органом даты окончания периода осуществления рыболовства, поскольку после 10 июля 2020 года судно продолжило осуществлять добычу водных биологических ресурсов, был предметом судебной оценки и обоснованно признан несостоятельным по мотивам, аргументированным судом, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу не допущено.

Постановление по делу вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Наказание ФИО1 определено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах минимальной санкции части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Вместе с тем усматриваются основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, капитан судна РШ «Туманный» ФИО1 является работником ООО «Фиш-Яр», включенного в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Правонарушение по настоящему делу выявлено пограничным органом в ходе контрольных мероприятий. К административной ответственности ФИО1 на момент совершения правонарушения по настоящему делу не привлекался. Его действиями не причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинен имущественный ущерб.

В этой связи имеется совокупность условий для применения в отношении ФИО1 положений части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от 13 августа 2020 года и решение судьи Южно-Курильского районного суда от 2 ноября 2020 года изменить.

Назначенное ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей заменить на предупреждение.

В остальной части указанные постановление и решение судьи оставить без изменения.

В соответствии с положениями статей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления и судебных решений по делу об административном правонарушении возможно путем подачи жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова